Москва является самым ёмким и платежеспособным топливным рынком в России. На 680 АЗС здесь ежегодно реализуется около 3 млн. т. топлива. Годовой оборот этого рынка с учетом сопутствующих услуг можно оценить примерно в 1,5 млрд. долларов, причем это живые деньги. Сегодня на топливном рынке Москвы существует около 250 фирм. Но только 60 из них объединившиеся в Московскую топливную ассоциацию, контролируют 85-90% поставляемых в столицу нефтепродуктов. Сейчас МТА охватывает около 450 АЗС. За три последних года инвесторы вложили в автозаправочный сектор более 500 млн. долларов, и строительство продолжается.

В Москве в 1999 году должны быть демонтированы 100 контейнерных АЗС, и часть из них будет заменена стационарными комплексами. Оптимальным же количеством автозаправок при нынешней численности автопарка считается 750. При этом стоимость оборудования и строительных конструкций для современного АЗК с 8 местами для заправки доходит до 700 тыс. долларов, а всего комплекса – до 3 млн. долларов. С 1992 по 1996 год город передал в аренду приблизительно 25 фирмам-инвесторам около 140 бензоколонок МПКА. Предполагалось, что после подписания контракта инвестор в течение первых восьми месяцев должен согласовать все свои действия с соответствующими инстанциями, а затем за 18 месяцев полностью переоборудовать заправки. Завершив реконструкцию, инвестор мог выкупить бензоколонки МПКА по остаточной стоимости. Условия соглашения были выполнены только частично. В декабре 1997 года в столице появилась новая топливная структура “Московская топливная компания ” (МТК), учрежденная на паритетной основе московским правительством и “Мост-ойлом” (входит в группу “Мост”). Основной производственной базой МТК стали одна из крупнейших в столице Павельцовская нефтебаза и оставшиеся 56 АЗС МПКА.

В Санкт-Петербурге на данный момент насчитывается 170 стационарных и 113 контейнерных,13 из них в области. За 1998 год в Санкт-Петербурге было построено 20 новых станций и автозаправочных комплексов, 26 прошли серьёзную реконструкцию. В 1999 году планируется полностью отказаться от АЗС контейнерного типа. Предполагается, что они будут разбиты на несколько категорий. Одна из них предусматривает возможность реконструкции станций в стационарные. Около 20 АЗС будут полностью ликвидированы.

Около 20-25% АЗС города используют морально и физически устаревшее оборудование. В эксплуатации всё еще находятся ТРК “Нара-2”, “Нара-6”, “Ливны”, а также “Нара-22” с механическим отсчетом. Погрешность отпуска топлива на них составляет 0,5%. За последние годы парк ТРК начал обновляться. Вводятся в эксплуатацию колонки с электронным отсчетом: это отечественные “Нара-27”, “Нара-28”, импортные – “Нестерн” (Финляндия) , “Вейн Дрессе” (Швеция) , “Джильбарко” (Англия) , “Шлюбертер” (Германия), “АДАСТ” (Чехия). Параллельно с рынка исчезли передвижные станции.

Балтийская финансово-промышленная группа является крупнейшей на Северо-Западе компанией по поставке и продаже нефтепродуктов. БФПГ представляет интересы фирмы “Джилбарко” на Северо-Западе России и осуществляет поставки оборудования этой фирмы. В состав Балтийской финансово-промышленной группы входят: ЗАО “Балтийская финансово-промышленной группа”, ЗАО “Роснефть-Балтика”, ЗАО “Балт-Маркет”, ООО “Эко-Бельм”, АОЗТ “Балт-Трейд”, ЗАО “Мега-Плюс”, ООО “Экор”, ООО “Стимул”, ООО “Россернефть”, ООО “Балт-Сельхозтехника”, ЗАО “Транс-ЛЕС”, ЗАО “Балтика-Дорсервис”, ЗАО “Севзап-Ойл” и др. В период с1996 по 1998 год компания построила 20 АЗС и передала их в эксплуатацию дочерним фирмам, годовой объём продаж бензинов и дизельного топлива составил около 200 тыс. тонн.

На основание паспортизации АЗС, Центр гослицензирования разработал критерии оценки состояния автозаправочных станций в Санкт-Петербурге. На основание рейтингового анализа по 83 показателям, таким. как техническое состояние и оснащение, комплексность предоставляемых услуг, соблюдение норм и правил безопасности эксплуатации станций и другим, определена первая двадцатка лучших АЗС. Они принадлежат 11 фирмам - ООО “Несте Санкт-Петербург” , ООО “Шелл АЗС” , ООО “НТК” , ЗАО “Транссервис” , ООО “Барель-П” , ООО “Русланд” , ЗАО “Эгрин Инк” , АОЗТ “ТИК Балт-Трейд” , ЗАО “Киришиавтосервис” , ТОО “Велиор” и частное предприятие “Горбунцова Д.Ю.”

Из 15 петербургских АЗС, принадлежащих “Несте” , 10 построено при участие “Лентека”. ЗАО “Лентек” основан российским концерном “Севзапмебель” и финляндским АО “Финн-строй”. В настоящее время основным владельцем “Лентека” является финляндский концерн YIT Corporation (88% акций).

ООО “Шелл АЗС” официально открыло в Петербурге две автозаправочные станции – на площади Конституции и на улице Фучека. Строительство станций обошлось компании примерно в 4 млн. долларов США. Их открытие является первым шагом “Шелл АЗС” по реализации проекта строительства 25 фирменных АЗС в течение 2 лет. Оборудования для ТРК с апреля прошлого года компанией “Шелл АЗС” было ввезено на сумму 171 тыс. долларов.

В Ленинградской области сильные позиции имеет “Сургутнефтегаз”. Там находится Киришский НПЗ (“Кинеф”) , который “Сургутнефтегазу” удалось реорганизовать в ООО с небольшой долей мелких пайщиков. “Кинеф” обеспечивает по разным оценкам от 50% до 70% розничного рынак нефтепродуктов Петербурга. Кроме этого, “Сургутнефтегаз” продолжает контролировать деятельность АО “Леннефтепродукт” (сеть АЗС и небольших нефтебаз в Ленобласти) и еще нескольких сбытовых компаний.

Весьма преуспела в создание сети своих автозаправочных станций компания “ЮКОС”. В состав “ЮКОСа” входят сбытовые предприятия Центральной России – “Белгороднефтепродукт” , “Брянскнефтепродукт” , “Орёлнефтепродукт” , “Воронежнефтепродукт” , “Липецкнефтепродукт” , “Тамбовнефтепродукт” , “Пензанефтепродукт” , “Ульяновскнефтепродукт” и “Самаранефтепродукт” ,распологающие 180 нефтебазами и более 800 АЗС. Сейчас “ЮКОС” стремится увеличить продажу нефтепродуктов в розничной продаже с 10% до 18%. За счет реконструкции существующих и строительства новых заправок ЮКОС намерен расширить свою долю рынка.

Тюменская нефтяная компания расширяет рынок сбыта своих нефтепродуктов, выпускаемых на Рязанском НПЗ. Она приобрела в прошлом году контрольный пакет акций сбытового предприятия АО “Карелнефтепродукт” , в состав которого входило 20 автозаправочных станций и четыре нефтебазы. В результате этой сделки ТНК увеличила количество своих автозаправок до 400. В январе 1999 года ТНК закупила у “Вест Груп Ресорсес Инк” оборудование для строительства контейнерных АЗС на общую сумму 590 тыс. долларов США. Если сравнивать, то ЗАО “ЛУКойл-Нефтепродукт” в Тюмени за период ноябрь-декабрь 1998 года и январь 1999 года закупил у фирмы “Шлумбергер Электроник Трансаксьон” топливораздаточные колонки СПЕКТРА для использования на открытых АЗС на сумму 247тыс. долларов США.

В Нижнем Новгороде и области около 30% АЗС принадлежат “Нижегороднефтепродукту”. Предприятие существует уже 80 лет и имеет 140 АЗС.

В Минске действует около 70 автозаправочных станций (не считая ведомственных), 40 из них принадлежат не государственным структурам. В Белоруссии под вывеской белорусско-российской нефтегазовой компании “Славнефть” работает 10 фирменных автозаправочных станций. Строительством занимается совместное предприятие “Славнефть-Старт”. Причем АЗС на шоссе Гродно-Минск – первая автозаправка, которую в Белоруссии компания построила с нуля. АЗС построена в течение 10 месяцев. Стоимость строительства обошлась сравнительно недорого – 380 тысяч долларов США. АЗС рассчитана на обслуживание легковых и грузовых машин. Мощности этой АЗС позволяет ежедневно реализовать 22 тонны дизельного топлива и 5 тонн светлых нефтепродуктов за безналичный и наличный расчет. На АЗС установлены раздаточные колонки производства компании АДАСТ (Чехия). Всего в Белоруссии до конца 2000 года “Славнефть” планирует ввести в эксплуатацию 20 АЗС. Все АЗС строятся с учетом мировых разработок и широким комплексом сервисных услуг.

Скромная модернизация АЗС сегодня обходится около 4-5 млн. рублей. Разброс цен между отечественным и импортным оборудованием составляет 300-400%. Если же речь идёт о строительстве новой станции, то инвестору придётся выложить, как минимум, 450 тыс.долларов США.

Поэтому, несмотря на потерю качества, многие предприятия переходят на отечественное оборудование. Фирмы, которые производят подобное оборудование есть почти в каждом регионе страны.

Например строительством автозаправочных станций, производством, монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием топливораздаточных колонок в Московской области занимается ЗАО “Спецавтоматика”. АО “Автозаправочная техника” предлагает топливораздаточные колонки и передвижные ремонтные мастерские. ТОО “Вега” - монтаж и ремонт автозаправочных станций, топливораздаточных колонок и топливных магистралей. Проектированием автозаправочных станций, автотранспортных предприятий, индивидуальных гаражей, станций техобслуживания, моек, терминалов и т.п. и разработкой нормативов для всего этого в Москве занимается ЗАО “Гипроавтотранс”. Концерн “КОНАТЭМ” - изготовление и монтаж стационарных автозаправочных станций. Комплексное строительство стационарных АЗС производит ООО “Партнер АЗС”.

В Ленинградской области Сосновоборский машиностроительный завод строит автозаправочные станции. АООТ “Сила” и МП “УИМП” выполняют по желанию заказчика модули из металлоконструкций для АЗС стационарного типа.

В Калужской области монтаж контейнерных АЗС производит ЗАО “Феррум” и балабановский завод металлоконструкций “Венталл”. Комплексное строительство автозаправочных станций осуществляет ЗАО “Электронные системы”.

В Орловской области АООТ “Промприбор” предлагает электродвигатели для бензоколонок.

Ростовский опытный завод автозаправочных станций строит АЗС контейнерного типа и предлагает сервисное и техническое обслуживание АЗС всех типов в Ростове-на-Дону.

Саратовский электротехнический завод производит автозаправочные колонки в Саратове.

В Ярославской области 751 ремонтный завод делает контейнерные автозаправочные станции.

В Тверской области бежецкий завод ОАО “Автоспецоборудование” предлагает установки для мойки двигателей, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, насосы, гаражные компрессоры и т.п.

В Нижегородской области ТОО “Автотранссервис” занимается проектированием и производством гаражного оборудования для станций технического обслуживания. ООО “Альбатрос” - монтаж автозаправочных станций.

В Пензенской области передвижные и контейнерные автозаправочные станции строит Грабовский завод специализированных автомобилей. Фирма “Лантал” - бензоколонки. ОАО “Пензхиммаш” предлагает оборудование для АЗС. Ремонт и техническое обслуживание бензоколонок – РТП Пензенского района.

В Воронежской области АООТ “Лиски-металлист” предлагает топливозаправочные станции. ЗАО “Приборремонт” занимается ремонтом бензоколонок.

В Марий Эл автозаправочные станции строит ПО “Марийский машиностроитель”.

В Самарской области Машиностроительный завод и АО “Нефма” производят автозаправочные станции контейнерного типа. АЗС и контейнерного, и стационарного типа строит АООТ “Термостепс-МТЛ”

В Краснодарском крае блочно-контейнерные заправочные станции строит авторемонтный завод “Павловский”.

В Омской области комплектующие агрегаты для топливораздаточных колонок и сами колонки производит Омское машиностроительное КБ и ОАО “Сатурн”.

В г. Барнауле “Алтайтрансводстрой” и Барнаульский завод металлоконструкций предлагают блочно-контейнерные заправочные станции. АООТ “Экстрим” - АЗС.

В Иркутской области “Ангарскнефтепродукт” проектирует, строит и вводит в эксплуатацию АЗС, нефтехранилища и гаражи.

В нашей стране за последние годы количество автомобилей увеличилось в десятки раз. Строятся новые дороги, началось строительство скоростных автомагистралей. Объемы перевозок автомобильным транспортом непрерывно растут. Есть надежда, что начнет развиваться автотуризм. При всех этих условиях пока даже разговоров нет о строительстве автозаправочных комплексов европейского класса на российских автодорогах – с барами, закусочными, аптеками, магазинами, мотелями, с ремонтными мастерскими, с продажей всех автозапчастей и автокосметики и, обязательно, с охраняемыми автостоянками. В Польше вдоль всех автодорог в частных домах устроены автомастерские, автосалоны, продажа автозапчастей, маленькие придорожные бары и кафе, небольшие мотели.

Развитие автодорожного строительства и оборудования дорог позволило бы повысить безопасность проезда по нашим дорогам, дало бы дополнительные рабочие места и возможность развития мелкого предпринимательства, развития предприятий, поставляющих необходимое оборудование. А также позволило бы развивать тот автобусный туризм по нашим российским просторам, который приносит европейским странам миллионы долларов доходов.

Процесс создания автозаправочной станции с нуля является кропотливым как с точки зрения материального обеспечения проекта, так и с точки зрения оформления разрешительной документации. Гораздо проще купить АЗС в Москве и Санкт-Петербурге от хозяина, полностью укомплектованную оборудованием и персоналом. Это минимизация затрат и получение готового решения для автоматизации прибыли. Купить готовую заправку можно при помощи электронного сервиса с предложениями на рынке.

Как и где организовать продажу своего дела?

Активы в виде предпринимательства продаются на досках объявлений. Такие объявления размещают собственники и посредники, поэтому бывает трудно сориентироваться.

Купить АЗС можно через брокера, который не только сведет Вас с собственником, но и позаботится о переоформлении документов на АЗС. Прежде чем обращаться к конкретным предложениям, стоит оценить свои финансовые возможности, сориентироваться по тому, как Вы разбираетесь в теме, а также оценить продаваемые автозаправки с точки зрения адекватности цены.

Немаловажно также убедиться в подлинности документов и узнать о репутации, как самой заправки (АЗС), так и ее владельца. Вполне возможно, что он продает свое дело из-за низкой рентабельности. Факторы могут быть противоречивыми - либо человек просто не смог управиться с делами, либо заправка заведомо убыточная.

Чем выгодна такая покупка АЗС?

По запросу продам готовый бизнес автозаправку можно увидеть не только саму колонку. В имущественном пакете к Вам в распоряжение поступает земельный участок, нефтебаза, резервуары, касса, офисное здание, прилегающая территория, а также площади магазинов и супермаркетов, которые, возможно, сдаются в аренду партнерам. Такое предложение, как продажа готового бизнеса - автозаправок, интересно не только покупателю, но и потенциальному продавцу. Продать автозаправочную станцию можно на сайте, указывая основные параметры объекта, его состояние, потенциал, окупаемость, а также прогнозируемую прибыль. База данных по запросу продам бизнес в Москве позволит сориентироваться в плане цены на продукт. Многие так и поступают - открывают бизнес и выгодно его продают.

Российский автозаправочный бизнес характеризуется сегодня, с одной стороны, снижением прибыльности, что обусловлено рядом негативных факторов: ростом налоговой нагрузки, административным сдерживанием роста цен и падением продаж. С другой стороны, на рынке происходит монополизация: не выдерживая конкуренции, малый и средний бизнес уступает место «гигантам».

Автозаправочный бизнес в России зависит в первую очередь от состояния национального и мирового рынков нефти и нефтепродуктов. В 2015 году ценовая конъюнктура на международном рынке оказала давление на всех игроков рынка АЗС. Кроме того, сокращение доходов населения и девальвация рубля в кризисные 2014-2015 годы ударили по продажам легковых автомобилей, что привело - впервые за последние 15 лет - к падению спроса на автомобильные бензины. Продажи автомоторного топлива в России сократились в 2015 году на 1,3%, до 35,4 млн тонн. В настоящее время тенденция падения сохраняется, и по итогам 2017 года объем продаж топлива ожидается уже на уровне 32 млн тонн.

«Можно прогнозировать переизбыток светлого нефтяного топлива на российском рынке на фоне падения спроса в результате снижения деловой активности населения и растущих цен. Кроме того, отечественные компании столкнутся с трудностями при экспорте бензина, поскольку в странах Европы преимущественно потребляется дизельное топливо», - говорит Олег Атласкиров, генеральный директор ООО «НЕФТЕТЕХСЕРВИС».

На сегодня основными игроками российского рынка услуг АЗС являются «Роснефть» (2557 заправок), ЛУКОЙЛ (2544 заправки) и «Газпром нефть» (1853 заправки). Эти корпорации делят между собой около 60% российского рынка АЗС. Правда, в настоящее время, в связи со снижением продаж топлива, ЛУКОЙЛ рассматривает вопрос продажи до 30% своих АЗС. Но, как отмечают эксперты, 2017 год не лучший период для таких сделок.

Основным направлением развития розничного автозаправочного бизнеса названных выше компаний сегодня является повышение доходности, в том числе за счет продаж высококачественных видов топлива премиум-класса. В частности, «Газпром нефть» продолжает развивать линию реализации моторного топлива G-Drive 98. ЛУКОЙЛ расширяет рынки сбыта фирменного топлива «ЭКТО». В свою очередь, «Роснефть» продвигает собственную разработку - бензины марки «ФОРА».

Структура потребления различных видов топлива в РФ выглядит следующим образом: на бензины приходится 60,6% рынка, на дизельное топливо - 34,2%, на газовое (пропан-бутан) - 2,2%. В сегменте бензинов более половины (55%) приходится на АИ-92, 38% - на АИ-95/98, 7% - на АИ-76/80.

По мнению Олега Атласкирова, повышение акцизов и административное сдерживание роста цен на бензин не способствуют развитию отрасли: государство рассчитывает с помощью растущих акцизов пополнить бюджет на 89,3 млрд руб. Рост налоговой нагрузки сочетается с общим снижением прибыльности заправок. В результате многим компаниям становится невыгодно работать на рынке услуг АЗС, так как они вкладываются в улучшение качества обслуживания, в автоматизацию процессов, но увы, не получают желаемой прибыли.

«Цены на бензины в 2017 году будут расти. Только за первый квартал 2017 года литр бензина АИ-95 на АЗС Москвы подорожал на 1,1 руб. (плюс 2,9%), АИ-92 - на 1,08 руб. (плюс 3%), дизельного топлива - на 0,93 руб. (плюс 2,5%). Однако компании, работающие на рынке АЗС, не могут быть удовлетворены таким ростом цен, поскольку их прибыль от продажи топлива продолжает снижаться в силу роста акцизов», - говорит эксперт.

По мнению Антона Усова, партнера и руководителя практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли KPMG в России и СНГ, подобная ситуация может привести к полной нерентабельности розничной продажи топлива и переходу на госрегулирование данного сектора.

«Достижению разумной рентабельности АЗС может поспособствовать увеличение доли выручки от нетопливных товаров в доходе АЗС. Для максимально быстрого и эффективного изменения бизнес-модели энергетическим компаниям стоит обратиться к опыту ретейла, заимствуя лучшие практики», - говорит Антон Усов.

Действительно, одной из особенностей развития автозаправочного бизнеса в России является сочетание топливного и нетопливного компонентов в продажах АЗС. Впрочем, это можно назвать общемировой тенденцией, когда на автозаправочной станции осуществляется не только заправка транспортного средства топливом, но и предлагается широкий выбор нетопливных товаров и услуг. В настоящее время доля нетопливных товаров составляет в продажах российских АЗС до 40%.

«Особенность топливного ретейла сегодня - активный переход к развитию нетопливного бизнеса, который мы видим повсеместно. Связано это с уменьшением маржи в продаже топлива (акцизы, налоги, конкуренция и пр.) и с параллельным ростом интереса потребителей к дополнительным услугам на АЗС. Так, еще 10-15 лет назад формула «магазин плюс кафе» на АЗС встречалась редко. Сегодня это минимальный стандарт. То же самое касается туалетных комнат и многого другого. Дело в том, что многие годы АЗС были именно станциями, на которые люди приезжали заправиться топливом. Сегодня они все больше работают как комплексы, где можно отдохнуть, закупиться необходимым и с пользой провести время», - говорит Алексей Гончаренко, директор по России и Восточной Европе компании Minale Tattersfield.

По мнению Олега Атласкирова, растущая конкуренция заставляет владельцев АЗС привлекать клиентов дополнительными услугами, в том числе ассортиментом предлагаемых товаров, продуктов питания, открытием кафе. Если учитывать европейские тенденции, где нетопливные продажи приносят АЗС до 70% прибыли, то можно прогнозировать дальнейшее увеличение нетопливного сегмента рынка АЗС. В настоящее время уже 47% российских автовладельцев рассчитывают на наличие при АЗС дополнительных услуг: магазинов, кафе, моек, туалетных комнат и пр.

В числе позволяющих сохранять конкурентоспособность «плюшек», которыми радуют своих клиентов автозаправочные станции, можно также назвать бонусную топливную карту. Это реальный платежный инструмент, дающий вознаграждение его держателю за постоянное приобретение горюче-смазочных материалов на АЗС конкретной компании.

У каждой сети свои условия бонусной программы, но в целом системы идентичны. Вознаграждение клиента выражается в виде накопленных на карточном счете бонусных баллов, которые начисляются за каждую покупку. Размер начислений зависит от суммы платежа, а также от категории приобретаемых нефтепродуктов и иных товаров. Данная система позволяет клиентам получать скидки, участвовать в различных промомероприятиях, оплачивать приобретаемое топливо накопленными бонусами, а также держать на карте собственные денежные средства и при расчете ею на АЗС получать кешбэк. Правда, к последнему пришли пока не все игроки.

Очевидно, что автозаправочным станциям необходимо повышать качество сервиса. Это требует четкой клиентоориентированности, стремления к максимальному удовлетворению ожиданий клиентов. Сейчас трудно удивить привычным ассортиментом прохладительных напитков и фастфуда на автозаправочной станции. Рынок требует более интересных предложений, которые бы отличали ретейлера от конкурентов.

«На фоне крупных компаний, которые всегда могут продавать бензин по более низким ценам, малый или средний предприниматель - собственник либо арендатор АЗС - может выиграть только в том случае, если его станция будет привлекать посетителей какими-то дополнительными бонусами. Не ценой на бензин, а качеством обслуживания, эксклюзивными товарами, инновационными решениями», - убежден генеральный директор ООО «НЕФТЕТЕХСЕРВИС».

Тем не менее в регионах РФ переход к современному формату АЗС происходит медленно. Это связано, во-первых, с соображениями финансовой рентабельности, что заставляет даже монополии избавляться от заправок, а во-вторых, с деятельностью тех же монополий, которые оттесняют малый и средний бизнес.

Что же касается качества топлива, то государство предъявляет жесткие требования к выпускаемой продукции, а на любой АЗС есть «паспорт качества». Между тем в 2016 году по прямому поручению президента России Генпрокуратура и Росстандарт провели множество проверок АЗС. Результаты теста были весьма плачевными: более трети всего топлива оказалось некачественным.

Согласно данным BASETOP, в 2016 году «Роснефть» возглавила рейтинг АЗС по качеству бензина, предоставляя хорошее топливо по приемлемым ценам. На втором месте рейтинга - АЗС ЛУКОЙЛа, но у этой сети есть и минусы: качество бензина в небольших городах может быть неидеальным. Заправки «Газпром нефти» стоят на третьей строчке рейтинга, но в зависимости от поставщика качество бензина тоже может варьироваться. Четвертой в рейтинге фигурирует сеть заправок Shell. Пятую строчку занимают заправки ТНК (бренд, принадлежащий «Роснефти»).

С полной уверенностью можно утверждать, что интерес к отрасли реализации сопутствующих нефтепродуктов проявляет большинство дееспособных граждан. Несмотря на очевидность крупномасштабной коррупции в этой нише, она остается привлекательной для внедрения и развития предпринимательских навыков. Перед открытием бизнеса соискателям потребуются результаты анализа топливного рынка России и более чем детальные коммерческие расчеты.

Зависимые факторы

Бизнес, ведущийся на автозаправочных станциях, испытывает определенное давление от национального благосостояния и ситуации на международном рынке нефтепродуктов. Именно по такому сценарию развивались события в 2015 году, когда на фоне падения продаж автомобилей снизился спрос на топливо. Ситуация выравнивается за счет активного развития кредитования, увеличивающего рост транспортного ритейла.

Согласно анализу рынка АЗС, общая тенденция развития профильных компаний заключается в повышении прибыли за счет расширения ассортимента продукции газомоторного топлива и сопутствующих расходных материалов. Структура потребления показывает превалирование бензина в общем объеме продаж – свыше 60 процентов рынка. На втором месте по реализации остается более экономичное дизельное топливо, за ним прочно закрепилась цифра 34%. Третье место газу обеспечивают автовладельцы, переоборудовавшие свои авто под альтернативный вид топлива.

В сегменте бензиновых видов топлива, согласно анализу топливного рынка РФ, преобладают народная марка АИ-92 (более половины продаж), не менее активно продается более качественный АИ-95 (до 38 процентов). Менее десятой доли приходится на остальные марки.


Структура игроков рынка

Формирование конъюнктуры ритейла нефтегазовой отрасли окончательно завершилось в последние годы. Окончательное распределение сил на рынке происходило с участием добывающего сегмента и государственных органов. Оптовая торговля нефтепродуктами остается за крупными отраслевыми компаниями, занятыми разработкой месторождения и доставкой ископаемых продуктов из недр.

В числе основных игроков именитая «Роснефть», контролирующая деятельность 2557 заправочных станций. За «Лукойлом» чуть меньше – 2544 пунктов. Предприятие «Газпром нефть» распоряжается 1853 такими объектами. По обзору рынка АЗС на долю вышеуказанных корпораций приходится свыше 60 процентов общего ритейла. Ввиду естественных экономических факторов в отрасли нередко происходит реструктуризация. К примеру, «Лукойл» не раз заявлял о продаже некоторой части заправок. Остальные объемы продаж приходятся на независимых трейдеров и частных предпринимателей.


Рыночные цены

Стоимость нефтепродуктов на рынке АЗС остается одним из ведущих вопросов отрасли. Перманентное увеличение акцизов и попытки административного вмешательства в ценообразование способствуют прямому повышению цены топлива. Государство, пополняя бюджет, рискует получить в свои руки потенциально нерентабельный бизнес. В свою очередь, рынок АЗС в России 2017 постепенно насыщается дополнительным ассортиментом, который позволяет балансировать между показателями выручки и увеличением давления административного аппарата.

Цены на топливо продолжают оставаться динамичными. В исследованиях рынка АЗС в России 2018 часто приводятся сравнения с цифрами на начало года. В результате проведенных срезов стоимости автомобильных бензинов был выявлен достаточный разброс показателей. В числе причин, обуславливающих ценовые разницы в розницу, названы удаленность от производства и, собственно, покупательский спрос. Учитывая сохранение основного вектора стоимости, разброс по регионам сохраняется в диапазоне от 3 до 5 рублей.


Аналитики не обошли стороной недавно вошедший в состав Федерации Крымский полуостров. Цена на бензин в регионе остаются на уровне средних значений. Топливо марки АИ-92 обходится владельцам по цене 38,79 рубля. За АИ-95 на южных заправках берут 4042 рубля.

При кажущейся дороговизне газомоторного топлива российские цены остаются в самом низком ценовом сегменте Европы. Это объясняется наличием развитого собственного производства и преобладанием в дистрибуции экспортных стратегий.

Особенности топливного ритейла

Пока одним потенциальные предприниматели изучают проходимость точки размещения заправок и удаленность ближайших конкурентов, действующий рынок АЗС 2018 активно насыщает нетопливный ассортимент. Все чаще встречается применение формулы, в которой совмещается сама станция, кафе, розница расходных материалов. На многих автозаправках все чаще встречаются оборудованные туалеты и моечные пункты. Все делается для того, чтобы клиенты могли задержаться (отдохнуть или закупиться в дорогу).

Перехват тенденций передового европейского опыта начинает приносить свои плоды. Если в ряде зарубежных стран весомые показатели продаж приходятся на непрофильную розницу (до 70 процентов реализации), в России эти цифры уже дошли до уровня 47%. Также рынок АЗС России активно внедряет бонусные программы: топливные карты для частных и корпоративных автовладельцев. Повсеместно расширяется качество сервиса, - даже на удаленных заправках.

Явления сезонности и требовательность к отрасли

Автомобиль как недешевое средство передвижения остается довольно чувствительным к характеристикам розничного топлива. Все чаще потребители требуют предъявления паспортов качества (имеющих ограниченный срок действия), самостоятельно проводят неэкспертные проверки. В межсезонный период автозаправочные станции должны включать в ассортимент специальные, зимние виды топлива. В рейтинге качества нефтегазовых продуктов лидерство между компаниями соответствует количеству заправочных станций. Первое, второе и, соответственно, третье места остаются за «Роснефтью», «Лукойлом» и «Газпром-нефтью».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png