В психологической литературе рассматриваются разнообразные виды состояний человека , оказывающие благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Само название данного термина подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека, отличающегося от традиционной проблематики изучения этого круга явлений в общей психологии и физиологии (исследования эмоциональных состояний, состояний сознания, психофизиологических состояний и др.). Понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде всего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

В психофизиологических и психологических исследованиях субъекта труда первоначально речь шла о функциональном состоянии центральной нервной системы, в первую очередь таких ее отделов, как ретикулярная формация и лимбическая система. Под функциональным состоянием нервной системы понимается фон, или уровень активации, нервной системы, на котором реализуются те или другие поведенческие акты человека. Данный показатель является совокупной интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур. Функциональное состояние центральной нервной системы зависит от характера и особенностей деятельности, на фоне которой она осуществляется, значимости мотивов, побуждающих к выполнению конкретной деятельности, величины сенсорной нагрузки, которая может достигать высоких значений или резко падать в условиях сенсорной депривации, ее исходного уровня как отражения предшествующей деятельности, индивидуальных особенностей нервной системы субъекта, воздействий, выходящих за рамки естественной среды обитания организма.

О функциональном состоянии центральной нервной системы судят по поведенческим проявлениям, которым соответствует разный уровень бодрствования: сон, дремота, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряжение. Часто уровень функционального состояния отождествляют с понятием «уровень бодрствования». Однако данные понятия следует различать: уровень бодрствования является характеристикой поведения по его интенсивности, а функциональное состояние центральной нервной системы – это фон, или уровень ее активности, на котором реализуются поведенческие акты. Уровень активности нервной системы обусловливает уровень бодрствования. Каждому уровню ретикулярной активности соответствует определенный тип поведения. В основе разделения уровней бодрствования лежат, по мнению психофизиологов, такие количественные показатели, как частота дыхания, степень десинхронизации ЭЭГ, особенности кожно-гальванической реакции, ЭКГ и т.д. На функциональное состояние оказывает влияние также лимбическая система мозга, от которой зависит мотивационное возбуждение. Если ретикулярная формация мозга связана с неспецифической активацией, то процессы в лимбической системе влияют на специфичность поведения.

Функциональное состояние мозга является понятием интегральным, так как оно отражает состояние организованных для выполнения определенных функций систем организма в целом. Интерес к исследованию функциональных состояний и обусловлен в первую очередь тем, что они являются одним из факторов трудовой деятельности, от которых зависит ее успешность. В связи с проблемой соотношения функционального состояния и деятельности последняя оценивается рядом объективных и субъективных показателей. К ним относятся эффективность деятельности, ее продуктивность и субъективное переживание состояния. Эффективность выполнения деятельности измеряется числом необходимых трудовых действий, точностью и скоростью их выполнения. Однако одинаково хорошие результаты при выполнении могут быть достигнуты за счет разных энергетических затрат организма, с разной степенью мобилизации физиологических функций. В связи с этим деятельность характеризуется продуктивностью, которую следует отличать от ее эффективности. Продуктивность деятельности заметно падает с утомлением, так как энергетические траты для выполнения того же самого задания растут, тогда как эффективность на начальной стадии утомления может еще не ухудшаться. Эффективность и продуктивность являются самостоятельными характеристиками деятельности. Чем выше эффективность и чем меньше энергетические затраты организма, тем выше его коэффициент полезного действия, т.е. продуктивность деятельности. При одной и той же эффективности выполнения задания биологическая цена энергетических затрат может быть различной. Длительное сохранение высокого уровня активации в период после завершения выполнения задания рассматривается как показатель более высокой цены адаптации по сравнению с быстрым возвращением активации к исходному уровню, предшествующему выполнению задания. Другими словами, лица, которым требуется больше времени, чтобы успокоиться после возбуждения, платят большую биологическую цену. Эта биологическая мера зависит от состояния индивида (например, от степени его утомления), а также отражает особенности его индивидуального психофизиологического функционирования.

В связи с оценкой деятельности не только по эффективности, но также по продуктивности и субъективному состоянию человека применяется понятие успешной деятельности, характеризующейся высоким уровнем эффективности при малых энергетических и нервных затратах, т.е. при высокой продуктивности и возникновении эмоционального переживания субъективного комфорта. Состояние, сопутствующее успешной деятельности, рассматривается как частный случай напряженности, который характеризуется достижением оптимального уровня активности внутренних и внешних функций организма, обеспечивающих высокую продуктивность деятельности при положительном к ней эмоциональном отношении. Изучение не только объективных, но и субъективных показателей успешной деятельности имеет важное значение для оптимизации орудий, условий и процесса труда.

Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Можно выделить шесть групп явлений, регулирующих функциональные состояния.

1. Прежде всего это мотивация – то, ради чего выполняется конкретная деятельность. Увлеченность работой, стремление к успеху, престижное достижение, заинтересованность в вознаграждении, чувство долга, обязательство , помощь – наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайной заинтересованности в выполнении задания, и наоборот, их отсутствие порождает формальное отношение к делу. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. Следовательно, от направленности и интенсивности мотивов зависят качественное своеобразие и уровень функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность.

2. Другой важный регулятор функционального состояния – содержание труда. В самом трудовом задании заложены определенные требования к специфике и уровню функционального состояния. Определенная трудовая деятельность требует определенного темпа выполнения заданий, автоматизации действий, ответственности за результат, применения физической силы или интеллекта и т.д. Наконец, то, как задание выполняется субъектом, также имеет значение для регулирования функционального состояния.

3. К еще одной группе регуляторов функционального состояния относится величина сенсорной нагрузки , которая может меняться от сенсорного перенасыщения, перегрузки до сенсорной депривации с крайним недостатком сенсорных воздействий. Под сенсорной нагрузкой понимаются как воздействия сенсорного окружения, опосредуемые его значимостью, так и те воздействия, которые прямо связаны с выполняемой деятельностью.

4. Важное значение для развития функционального состояния имеет его исходный фоновый уровень , сохраняющий след от предшествующей деятельности субъекта.

5. Специфика и уровень функционального состояния существенно зависят от индивидуальных особенностей субъекта. Например, монотонная работа по-разному влияет на лиц с сильной и слабой нервной системой. Индивиды, принадлежащие к сильному типу, обнаруживают меньшую устойчивость к монотонии и раньше слабых показывают снижение уровня активации нервной системы (Н.Н. Данилова).

6. Кроме того, можно выделить группу регуляторов функционального состояния, которые не относятся к естественным: это фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.

Таким образом, реальный уровень функционального состояния является результатом сложного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями существования индивида. В то же время анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности с неизбежностью выходит за рамки только физиологических представлений и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов этой проблематики. Состояние человека с этой точки зрения понимается как качественно своеобразный ответ функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности.

Каждое конкретное состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений. Объективной регистрации и контролю доступны изменения в функционировании различных физиологических систем. Для разных состояний характерны определенные сдвиги в протекании основных психических процессов : восприятия, внимания, памяти, мышления и изменения в эмоционально-волевой сфере. Многочисленны состояния, которым сопутствуют комплексы отчетливо выраженных субъективных переживаний. Так, при сильной степени утомления человек испытывает чувство усталости, вялости, бессилия. Состоянию монотонии свойственны скука, апатия, сонливость. В состояниях повышенной эмоциональной напряженности ведущими являются тревога, нервозность, переживание опасности и страха. Содержательная характеристика любого состояния невозможна без анализа изменений на поведенческом уровне. При этом имеется в виду оценка количественных показателей выполнения определенного вида деятельности, производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и ошибок. Не меньшего внимания заслуживает анализ качественных особенностей процесса реализации деятельности, прежде всего по показателям двигательного и речевого поведения. Таким образом, в каждом состоянии так или иначе отражены психические и физиологические феномены.

Состояние человека невозможно охарактеризовать как простое изменение в протекании отдельных функций или процессов. Оно является сложной системной реакцией индивида. Под «системой» при этом понимается совокупность взаимодействующих между собой элементарных структур или процессов, объединенных в целое решением общей задачи, которое не может быть осуществлено ни одним из ее компонентов. Все сказанное выше позволяет определить функциональное состояние как интегральный комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

Вариант № 1

1. Какая наука изу­ча­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния живых ор­га­низ­мов и среды их обитания?

1) фе­но­ло­гия

2) фи­зио­ло­гия

3) систематика

4) экология

2. Старая рас­ти­тель­ная клет­ка от­ли­ча­ет­ся от мо­ло­дой тем, что она

1) имеет более круп­ное ядро

2) со­дер­жит боль­шую ва­ку­оль

3) за­пол­не­на цитоплазмой

4) со­дер­жит хлоропласты

3. Чем раз­ли­ча­ют­ся ор­га­низ­мы жи­вот­ных и растений?

1) спо­со­бом питания

2) на­ли­чи­ем дыхания

3) спо­соб­но­стью вос­про­из­во­дить себе подобных

4) при­спо­соб­лен­но­стью к среде обитания

4. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема стро­е­ния цветка. Какой бук­вой обо­зна­че­на часть цветка, участ­ву­ю­щая в по­ло­вом раз­мно­же­нии растений?

1) А2) Б3) В4) Г

5. К ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся зна­чи­тель­ная часть овощныхрастений?

2) Паслёновые

3) Розоцветные

4) Сложноцветные

6. К ка­ко­му типу от­но­сят животное, изображённое на рисунке?

1) Хор­до­вые

2) Мол­люс­ки

3) Членистоногие

4) Кишечнополостные

7. В связи с при­спо­соб­лен­но­стью к жизни в почве во­ло­ся­ной по­кров у кротов

1) редуцирован

2) со­сто­ит толь­ко из гру­бых осте­вых волос

3) об­ра­зо­ван длин­ны­ми осте­вы­ми во­ло­са­ми и подшёрстком

4) со­сто­ит из гу­сто­го подшёрстка, плот­но при­ле­га­ю­ще­го при дви­же­нии крота к его телу

8. Какой из приведённых ор­га­нов вхо­дит в со­став си­сте­мы ор­га­нов дыхания?

1) гор­тань

2) пе­чень

4) селезёнка

9. Чем об­ра­зо­ва­но серое ве­ще­ство спин­но­го мозга?

1) те­ла­ми ней­ро­нов и их дендритами

2) ак­со­на­ми нейронов

3) со­кра­ти­тель­ны­ми волокнами

4) со­еди­ни­тель­ной тканью

10. В со­став ка­ко­го от­де­ла ске­ле­та вхо­дит изображённое кост­ное образование?

1) ос­но­ва­ния че­ре­па

2) по­зво­ноч­но­го стол­ба

3) груд­ной клетки

4) пояса сво­бод­ных ниж­них конечностей

11. Лейкоциты, в от­ли­чие от дру­гих фор­мен­ных эле­мен­тов крови, способны

1) со­хра­нять форму сво­е­го тела

2) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с кислородом

3) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с уг­ле­кис­лым газом

4) вы­хо­дить из ка­пил­ля­ров в меж­кле­точ­ное пространство

12. В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка ар­те­ри­аль­ная кровь пре­вра­ща­ет­ся в ве­ноз­ную в

1) по­чеч­ных клубочках

2) ка­пил­ля­рах ске­лет­ных мышц

3) венах брюш­ной полости

4) пред­сер­ди­ях сердца

13. В каком от­де­ле пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы на­чи­на­ет­ся рас­щеп­ле­ние крахмала?

1) же­луд­ке

2) тон­кой кишке

3) сле­пой кишке

4) ро­то­вой полости

14. Какую функ­цию вы­пол­ня­ет струк­ту­ра кожи, обо­зна­чен­ная на ри­сун­ке под бук­вой А?

1) под­ни­ма­ет волос

2) придаёт проч­ность коже

3) вы­де­ля­ет пот

4) вос­при­ни­ма­ет внеш­ние раздражители

15. Отдел слу­хо­во­го анализатора, пе­ре­да­ю­щий нерв­ные им­пуль­сы в го­лов­ной мозг, образован

1) слу­хо­вы­ми нервами

2) слу­хо­вой трубой

3) ба­ра­бан­ной перепонкой

4) рецепторами, рас­по­ло­жен­ны­ми в улитке

16. О каком пе­ри­о­ди­че­ски по­вто­ря­ю­щем­ся функ­ци­о­наль­ном со­сто­я­нии че­ло­ве­ка И. М. Се­че­нов сказал, «небывалые ком­би­на­ции бы­ва­лых впечатлений»?

1) па­мять

2) вни­ма­ние

3) сновидение

17. Как на­зы­ва­ют повреждение, обо­зна­чен­ное на рент­ге­нов­ском сним­ке бук­вой А?

1) перелом

4) гематома

18. Примером дей­ствия ка­ко­го фак­то­ра яв­ля­ет­ся вылов рыбы, иду­щей на нерест?

1) абио­ти­че­ско­го

2) ан­тро­по­ген­но­го

3) сезонного

4) биотического

19. К ка­ко­му виду эво­лю­ци­он­ных при­спо­соб­ле­ний от­но­сят се­зон­ные ми­гра­ции птиц?

1) мор­фо­ло­ги­че­ско­му

2) био­хи­ми­че­ско­му

3) поведенческому

4) физиологическому

20. Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии жира от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ской на­груз­ки (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси у - ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ва­ния жира (в %) от дру­гих ис­точ­ни­ков энергии.

На какой ми­ну­те про­цент ис­поль­зо­ва­ния жира будет со­став­лять 60%?

21. Изучите таблицу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы животных.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (классификации) этих жи­вот­ных в группы?

1) по­кров тела

2) ис­точ­ник пи­та­ния

3) одомашнивание

4) ха­рак­тер передвижения

22. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях стро­е­ния хор­до­вых животных?

А. Цен­траль­ная нерв­ная си­сте­ма хор­до­вых со­сто­ит из брюш­ной нерв­ной цепочки, над­гло­точ­ных и под­гло­точ­ных нерв­ных узлов.

Б. Хор­до­вые имеют внут­рен­ний скелет.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

23. Какие из пе­ре­чис­лен­ных структур рас­по­ло­же­ны в по­ло­сти среднего уха? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) овальное окно

2) наружный слу­хо­вой проход

3) стремечко

4) наковальня

6) молоточек

24. Известно, что картофель, или пас­лен клубненосный, - вид тра­вя­ни­стых растений, важ­ней­шая продовольственная, тех­ни­че­ская и кор­мо­вая культура. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

1) Картофель - тра­вя­ни­стое растение с голым реб­ри­стым стеблем, не­пар­но­пе­ри­сты­ми листьями, белыми, ро­зо­вы­ми и фи­о­ле­то­вы­ми самоопыляющимися цветками.

2) Родина кар­то­фе­ля - по­бе­ре­жье Чили и Перу.

3) Европейцы не знали кар­то­фе­ля до 1565 года, до по­се­ще­ния Южной Аме­ри­ки испанцами.

4) До конца XVII века кар­то­фель возделывали как де­ко­ра­тив­ное растение, бу­ке­та­ми из его цвет­ков украшали при­чес­ки королев и пет­ли­цы камзолов придворных.

5) Из клуб­ней картофеля по­лу­ча­ют крахмал, патоку, спирт.

6) Картофель ис­поль­зу­ют и для от­кор­ма сельскохозяйственных животных.

25. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и от­де­лом ки­шеч­ни­ка человека, для ко­то­ро­го она свойственна. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А Б В Г Д Е

26. Расположите в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию от­вод­ка­ми куста крыжовника. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) Вни­ма­тель­но осмот­ри­те куст и най­ди­те од­но­лет­ние побеги.

2) Вы­бе­ри­те од­но­лет­ние побеги, рас­ту­щие близ­ко к по­верх­но­сти почвы.

3) За­кре­пи­те побег де­ре­вян­ны­ми шпильками.

4) Ло­па­той от­де­ли­те уко­ре­нив­ший­ся побег от куста.

5) При­гни­те по­бе­ги к почве и при­сыпь­те землёй.

27. Вставьте в текст «Кольчатые черви» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

К коль­ча­тым чер­вям от­но­сят животных, име­ю­щих длин­ное __________(А) тело. Они по­доб­но плос­ким и круг­лым чер­вям - __________(Б) жи­вот­ные с __________(В) сим­мет­ри­ей тела. У коль­ча­тых чер­вей име­ет­ся __________(Г) и более сложные, чем у дру­гих червей, нерв­ная си­сте­ма и ор­га­ны чувств. Живут коль­ча­тые черви в морях, прес­ных водоёмах, почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) двухслойное

2) членистое

3) кро­ве­нос­ная система

4) двухсторонняя

5) нечленистое

6) трёхслойное

7) лучевая

8) ды­ха­тель­ная система

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

29. Используя со­дер­жа­ние тек­ста "Строение стеб­ля дре­вес­но­го растения", от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Что такое луб?

2) В чём сход­ство и раз­ли­чие в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии си­то­вид­ных тру­бок и сосудов?

3) На пне спи­лен­но­го де­ре­ва обнаружилось, что серд­це­ви­на на­хо­дит­ся не

в цен­тре спила, а смещена. По одну её сто­ро­ну слой дре­ве­си­ны толще, а по дру­гую тоньше. Как можно объ­яс­нить такое явление?

СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ

Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.

К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.

К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу.

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.

30. Пользуясь таблицей 1 «Аккумуляция элементов организмами», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какие из представленных организмов больше, чем другие, накапливают кадмий?

2) В какой последовательности можно расположить элементы по степени накопления в морской рыбе?

3) Какой из элементов увеличивает концентрацию в организмах по мере продвижения по цепи питания?

31. По утрам Василиса занимается верховой ездой в течение двух часов. Какой заказ надо сделать Василисе днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки, отдавая предпочтения блюдам с наибольшим содержанием белков и овощным блюдам? Учтите, что Василиса обязательно закажет апельсиновый сок и чай с сахаром (две чайные ложки). При ответе на вопрос используйте данные таблиц 2 и 3. В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

32. Пользуясь таблицей 1 «Содержание свинца в почвах городов Ростовской области», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Почвы какого города наиболее загрязнены свинцом?

2) Что необходимо предпринять для предотвращения дальнейшего загрязнения почв свинцом?

3) Что можно предпринять для снижения содержания свинца в городских почвах?

Функциональные состояния в структуре поведения.

Функциональное состояние - это фоновая активность центральной нервной системы, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность организма (И.II. Павлов указывал при этом на тонус коры больших полушарий или уровень ее возбудимости).

В настоящее время существует два подхода к описанию поведенческих реакций, в которых проявляются изменение функциональных состояний.

1. Функциональное состояние определяется через комплекс взаимосвязанных физиологических реакций, то есть функциональное состояние - это смена одного комплекса реакций другим.

2. Функциональное состояние определяется по результатам трудовой деятельности человека, которые рассматриваются как наиболее интегративный показатель функционального состояния.

Данные подходы не учитывают нейрофизиологические механизмы регуляции. Исследование модулирующей системы мозга (лимбическая система и ретикулярная формация) позволяет выделить ее в особую систему, которая имеет несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий и психологический (субъективный). Выражение активности данной системы и является функциональное состояние.

Таким образом, функциональное состояние - это

психофизиологическое явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой функциональной системы.

Определение функционального состояния через поведенческие реакции приводит к ее отождествлению с понятием уровня бодрствования.

Уровень бодрствования - это поведенческое проявление различных уровней функционального состояния (от сна до крайнего возбуждения).

Функциональное состояние в отношении поведения выполняет прежде всего операционную функцию. Оно включено в состав целенаправленного поведения как средство для его успешного осуществления. Вместе с тем функциональное состояние может выступать в качестве цели поведения.

Конкретное функциональное состояние зависит от целого ряда факторов:

Мотивация;

Общий уровень сенсорной нагрузки;

Исходный уровень активности нервной системы;

Индивидуальные особенности организма.

Нейроанатомия функциональных состояний. В регуляции функциональных состояний принимают участие следующие образования центральной нервной системы.

Активирующая ретикулярная формация. Принимает участие в регуляции цикла сон-бодрствование, смещая проявление функционального состояния в сторону бодрствования. Ее деятельность имеет значение для пробуждения.

1. Задние отделы гипоталамуса. Их работа обусловливает поведенческую активацию. При повреждении гипоталамуса и сохранении целостности ретикулярной формации наблюдается проявление сопливости, в то время как по ЭЭГ регистрируются токи, характерные для фазы активного бодрствования, и наоборот.

2. Таламус. Благодаря наличию генерального пейсмекера он оказывает угнетающее действие па кортикальную возбудимость, в результате чего наступает сон. Помимо этого за счет наличия диффузно проекционной системы таламус оказывает активирующее влияние на кору.

3. Лобная кора сдерживает чрезмерное возбуждение центральной нервной системы благодаря тормозному влиянию на ретикулярную формацию.

Изменение функционального состояния отражается в виде грех типов реакций: двигательных, вегетативных и электроэнцефалографических. Двигательные реакции отражают уровень двигательной активности и тонуса. Вегетативные показатели отражают активность органов и систем (артериальное давление, пульс, частота дыхания, кожно-гальванический рефлекс и т.д.).

Стресс. Теория стресса Г. Селье. Стресс - это напряжение, возникающее при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации.

Основоположник учения о стрессе канадский физиологи Ганс Селье рассматривал стресс в качестве ответной реакции организма на любое предъявляемое организму неспецифическое раздражение. Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Основное значение стресса для организма - адаптация к действию экстремальных факторов. В связи с этим стресс может быть «хорошим» - эустресс - способствует выработке определенных адаптивных параметров организма, и «плохим» - дистресс - вызывает развитие дисфункций органов и систем.

Факторы, вызывающие стресс называется стрессорами. В зависимости от их природы стрессоры бывают физиологические и психические. В соответствии с типом стрессора развивается физиологический и психический стресс. В свою очередь психический стресс может быть информационным (вызывается избытком информации) и эмоциональным (вызывается сенсорными воздействиями).

Биологические проявления стресса были изложены в разработанной Г. Селье гипотезе общего адаптационного синдрома. В его развитии выделяют следующие стадии:

Стадия тревоги. Характеризуется мобилизацией всех защитных реакций организма. При этом наблюдается активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, и, как следствие, стимуляция деятельности симпатической нервной системы, что приводит к резкому увеличению работоспособности и способности к анализу информации. На данной стадии при действии стрессора очень большой мощности может произойти смерть из-за ограниченности резервов организма;

Стадия резистентности. Характеризуется устойчивостью реакций организма к действию стрессора. В данную стадию наблюдается поддержание физической и умственной активности на достаточно высоком уровне; если действие стрессора не прекращается, то наступает стадия истощения, характеризующаяся снижением работоспособности до уровня ниже исходного. На данной стадии возможно развитие различных патологических процессов, а в некоторых случаях – гибель организма.

В физиологическом плане реакция на стресс выглядит следующим образом. Стрессор через сенсорные системы и кору больших полушарий воздействует на гипоталамус. В его клетках происходит активация синтеза норадреналина, который активирует соответствующие элементы лимбико-ретикулярной системы, действующие возбуждающе на симпатические центры. При этом в мозговом слое надпочечников происходит выброс смеси адреналина и норадреналина, которые через гематоэнцефалический барьер проникают в определенные участки гипоталамуса и лимбико-ретикулярной системы.

На устойчивость к стрессу оказывают влияние следующие факторы:

Возраст;

Тренированность организма;

Наличие или отсутствие патологических процессов в организме;

Фармакологические средства.

Сон. Стадии сна. Теории сна. Вес живые организмы подвергаются определенным циклическим изменениям физиологической активности, вызываемым различными внешними процессами (смена дня и ночи, сезонов и т.д.). Эти изменения получили название биологических ритмов. В зависимости от продолжительности цикла различают суточные, циркадные, сезонные и др. виды биологических ритмов. Смена сна и бодрствования - это одно из поведенческих проявлений внутреннего суточного ритма организма.

Сон - это адаптация, проявляющаяся в подавлении активности в период наименьшей доступности пищи, угрозы резких колебаний внешних условий и максимальной опасности со стороны хищников. Сои рассматривают в качестве особой формы торможения.

Сон человека - это состояние избирательного торможения процессов ВНД, которое возникло как защитная неподвижность в ночное время.

Сон снижает ежедневные метаболические затраты, навязывая организму смену деятельности, и является выражением внутренней инстинктивной потребности.

Сон может быть монофазный (с однократным чередованием сна и бодрствования) и полифазный (частые смены периодов сна и бодрствования). Весь период сна по показаниям ЭЭГ разделен па два сменяющихся и резко различающихся состояния: медленный (медленноволновой, ортодоксальный) и быстрый (быстроволновой, парадоксальный). Считается, что медленный и быстрый сон - это два совершенно самостоятельных состояния.

Парадоксальный (быстрый) сон - это аналог закрепившегося в процессе эволюции состояния сторожевого бодрствования.

Состоянию сна предшествует период засыпания, в котором выделяют следующие стадии:

Уравнительная: все ощущения воспринимаются одинаково независимо от их реальной силы;

Парадоксальная: более сильные раздражители оказывают меньшее воздействие на рецепторы, чем слабые;

Тормозная: характеризуется общим торможением деятельности высших интегративных центров.

Теории сна.

1. Сосудистая теория предполагает возникновение сна в связи с изменением интенсивности кровоснабжения мозга.

2. Гистологическая теория, согласно которой чувствительные нейроны во время сна втягивают свои окончания и таким образом предотвращают воздействие внешнего мира на мозг.

3. Гуморальные теории сна.

Теория гиппотоксинов (Лежандр, Пьсрон, 1910) - в течение дня накапливаются токсические вещества (С0 2 , карбоновые кислоты, холестерин), которые нейтрализуются за время сна;

Теория веществ сна (Монье) - к моменту засыпания в мозгу повышается синтез биологически активных веществ - ГАМК, ацетилхолина, серотонина;

4. Нервные теории.

Теория Гесса, согласно которой гипногенной структурой мозга является гипоталамус;

Согласно теории Павлова сон связан с деятельностью коры головного мозга и возникает в результате иррадиации торможения, то есть сон - форма внутреннего торможения;

Корково-подкорковая теория, предложенная П.К. Анохиным, утверждает, что в результате наступления сна происходит снижение тормозных влияний фронтальной коры на структуры таламуса и гипоталамуса, которые, в свою очередь, уменьшают количество поступающих к коре афферентных импульсов.

5. Информационная теория (Н. Винер) базируется на предположениях о том, что в течение дня мозг накапливает огромный объем информации, который перерабатывается во время сна.

Нейрофизиологические механизмы фаз сна. В настоящее время установлено, что в регуляции сна принимают участие как нервные, так и гуморальные механизмы. Медленный и быстрый сон формируются благодаря работе структур ствола мозга (продолговатый мозг, мост, средний мозг, гипоталамус) и проходящей через него ретикулярной формации. Причем медленный сои связан с повышением уровня серотонина в ядрах шва продолговатого мозга, а быстрый сон - с активизацией катехоламинэргических нейронов голубого пятна и ретикулярной формации среднего мозга.

Парадоксальный сон ярко представлен у новорожденных. Симптомы медленного сна появляются лишь спустя несколько дней. В это же время устанавливается и периодичность сна. Характерной чертой парадоксального сна является возникновение быстрых движений глаз. Одновременно с этим сильно снижается тонус скелетных мышц. На этом фоне могут проявляться движения отдельных групп мышц. В состоянии быстрого сна наблюдается так называемая «вегетативная буря» - учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления, усиление гормональной активности. В стадию медленного сна таких изменений не происходит.

Во время медленного сна в ЭЭГ регистрируются медленный высокоамплитудный дельта-ритм. По мере перехода в стадию быстрого сна дельта-ритм сменяется более быстрым бета-ритмом, а затем низкоамплитудной нерегулярной активностью с непостоянными редкими группами альфа-ритма (альфа-ритм характерен для спокойного бодрствования и дремоты).

У взрослых в течение ночи наблюдается 4-6 циклов быстрою сна длительностью каждый по 20 мин. Продолжительность сна и соотношение фаз сна с возрастом меняется. Так новорожденные дети спят до 20 ч в сутки, причем на долю быстрого сна приходится около полвины времени, у взрослых сон составляет 8 часов, а быстрый - около 1,5 часа. В пожилом возрасте длительность сна и периоды глубокого медленного сна сокращаются. Считается, что медленный сон необходим для восстановления функций соматических органов, а быстрый - для восстановления работоспособности клеток коры мозга.

Во время медленного сна могут возникать приступы снохождения (сомнамбулизм) и кошмары, а во время быстрого сна - сновидения.

Сновидения. Патологические формы сна. Сновидения определяются различными факторам: интеллектуальным уровнем, степенью утомления, пол, возраст, профессия, пережитые или предполагаемые события и т.д. У большинства людей сны носят зрительный характер. У музыкантов сновидения слуховые, а у слепых - осязательные. В целом сновидения отражают имеющиеся у человека проблемы, а материалом является конкретный индивидуальный опыт. И.М. Сеченов называл сновидения «небывалыми комбинациями бывалых событий». Сны возникают в среднем 4-6 раз за ночь. Если пробуждение происходит в стадию быстрого сна, то описать увиденное во сне возможно детально и достаточно эмоционально (70 - 90% людей). После пробуждения в стадию медленного сна вспомнить его содержание удается не всегда.

В.М. Бехтерев считал, что сновидения развиваются из того же источника, что и внутренние переживания во время бодрствования.

Согласно З. Фрейду во время сна происходит удовлетворение тех потребностей, удовлетворение которых не было завершено при бодрствовании.

Сновидение, фактически, - это мысль, совершаемая в виде визуальных образов, аудиальных образов, кинестетических переживаний.

К патологическим формам сна, в первую очередь, относят летаргический сон, или летаргию. Летаргия (мнимая смерть, малая жизнь, истерический сон) - состояние патологического сна с более или менее выраженным ослаблением или отсутствием реакции на звуковые, тактильные и болевые раздражения. Причины возникновения летаргического сна до сих пор не установлены.

Приступ летаргии возникает внезапно и также заканчивается. В некоторых случаях наблюдаются так называемые предвестники (ухудшение самочувствия, поведения), летаргический сон может длиться от нескольких часов до нескольких лет.

В легких случаях летаргии наблюдаются неподвижность, расслабление мышц, ровное дыхание, иногда вздрагивание век. Сохраняется возможность дыхания. В ответ на раздражения следуют глотательные и жевательные движения. Восприятие окружающего может быть частично сохранено. В тяжелых случаях наблюдается картина мнимой смерти: холодная, бледная кожа, отсутствие реакции зрачков на свет, дыхание и пульс практически не определяются, сильные болевые раздражения не вызывают реакции. В течение нескольких суток больные не едят, не пьют, прекращается выделение мочи и кала. Наступает потеря в весе, обезвоживание.

Помимо патологических нарушений сна могут наблюдаться нарушения сна и бодрствования. К нарушениям сна относят бессонницу (инсомнию) и нарушения состояния бодрствования (гиперсомния).

Особую роль в возникновении лих процессов играют нарушения функций мозговых интегративных систем, расположенных в лимбико-ретикулярном комплексе, которые обеспечивают нормальную смену фаз сна

и бодрствования. Инсомния является следствием избыточной активации восходящих систем ретикулярной формации, а также нарушения деятельности синхронизирующих систем мозга (бульбарные центры ствола мозга, преоптическая зона гипоталамуса и ядра таламуса). В основе развития гиперсомнии лежат церебральные нарушения, сопровождающиеся недостаточностью восходящих активирующих систем ретикулярной формации.

Очень часто расстройства сна и его патологические формы являются симптомами психических заболеваний.

Гипноз. Гипноз - это сноподобное состояние с сохранением речевой связи (рапорта) гипнотизера с гипнотиком. Различают три стадии гипноза:

Сонливость, при которой гипнотик может противостоять словесному внушению и открыть глаза;

Гипотаксия, легкий сон, когда гипнотик не может открыть глаза и подчиняется внушению;

Сомнамбулизм, глубокий сон, когда гипнотик полностью подчиняется гипнотизеру. Эта стадия характеризуется амнезией (забыванием предыдущих событий) после пробуждения.

Есть совершенно разные теории гипноза, например, идущие от Павлова представления о гипнозе как сне, торможении сознания, от понятия "доминанты" Ухтомского, есть психоаналитические трактовки гипноза, идущие от Фрейда, Френса, когда гипноз рассматривается как возрастной регресс и форма мазохистского переживания, когда гипнотизер воспринимается отцом или матерью инфантильного существа пациента. Есть теория ролей, когда истероидный пациент осознанно играет роли, которые фактически от пего требует гипнотизер. То есть, когда человек находится в глубоком трансе, и ему говоришь какие-то слова, например, слово "лес", то он в это время как бы не слышит слова, которые ему говоришь. Он не слышит слово "лес". Но он слышит, как птицы поют, он слышит шум ветра. Он видит деревья, он чувствует запахи леса. То есть, сознанию информация презентируется в первую очередь в наглядно-чувственной форме. А речь как бы уходит совсем, совсем на второй план. Вот это характерно для всех измененных состояний сознания. И для состояния сна.

В измененных состояниях сознания наблюдается феномен гипермнезии. Все, что попадает в поле зрения, можно вспомнить. Человек может заново переживать ситуации прошлого, словно это происходит сейчас. Мозг не теряет информацию. Но она попадает в пассивный запас памяти. Была создана такая методика, которая позволяет извлекать информацию из пассивного запаса памяти и переводить в активный запас.

Особенность трансовых состояний в том, что здесь смыслы презентируются сознанию не в форме продуктов вербального мышления, не в словах, а в ощущениях. Вот когда читаешь увлекательную книгу - это тоже трап со вое состояние. Но ведь не видишь же ни строчки, пи абзацы. Забываешь, где ты находишься. Полностью погружен в движение переживаний, в динамику эмоций, ощущений. Состояния типа вдохновения -это гоже типичный пример измененных состояний сознания.

Гипнабельность, то есть подверженность гипнозу, а так же степень и вид внушаемости, зависят от возраста, пола, здоровья, усталости, интеллекта, темперамента и т.д.

Как правило, более гипнабельными оказываются люди более общительные, свободные, раскованные в общении, уверенные в себе, те, кто могут хорошо проигрывать различные психические состояния, у кого волевые качества лучше, люди художественного типа.

Психофизиологическое (функциональное) состояние (ФС) представляет совокупность трех составляющих: внутренние психофизиологические условия; внешняя среда, в т. ч. и социальная; факторы деятельности. Актуальность проблемы анализа и оценки ФС человека как фактора, обусловливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотез и теорий для объяснения различных состояний, хотя до сих пор определение понятия ФС неоднозначно и разные авторы дают различные трактовки. Однако все определения имеют одну логическую основу. Функциональное состояние - это совокупность (симптомокомплекс) различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние - причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Любое состояние есть результат включения индивидуума в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая, в свою очередь, влияние на осуществление деятельности. В психологической литературе в большинстве случаев, к сожалению, не всегда разделены понятия: функциональное состояние и психологическое состояние. Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Состояния разнообразны, в каждом одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В каждом состоянии так или иначе отражено духовное (психическое) и телесное (физиологическое) бытие человека. Состояния многомерны. Они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность. В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта.

Классификация функциональных состояний

Все многообразие форм поведения человека обусловлено, с одной стороны, их качественной специфичностью, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. С другой стороны, разные формы активности человека можно охарактеризовать с точки зрения интенсивности их проявления. Под этим обычно подразумевают степень актуализации психофизиологических ресурсов индивидуума, необходимых для выполнения определенной деятельности в конкретных условиях. Таким образом, существуют различные основания для классификации состояний. Рассмотрим классификацию по следующим признакам:

 по признаку длительности: относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду, состояния удовлетворенности и неудовлетворенности, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой;

 временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе деятельности;

 состояния, возникающие периодически по ходу работы:

а) фазы работоспособности - врабатываемости, устойчивой работоспособности, утомления;

б) состояния, обусловленные содержанием работы: апатия, скука, сонливость, повышенная активность;

 по ведущему компоненту (физиологические и психические): мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка;

 по степени напряженности систем (сенсорная нагрузка) - зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки;

 по степени активной деятельности сознания: бодрствования, ярости, сна;

 по доминирующим свойствам личности или по признаку преобладания одной из сторон психики: эмоциональные, волевые, состояния напряжения.

С точки зрения влияния на здоровье индивидуума состояния подразделяют на допустимые и недопустимые; критерии оценки - состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования. В основе такого подразделения лежит характер предъявляемой организму нагрузки и формирование ответной реакции. В структурном отношении состояния подразделяют на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные состояния - это качественно неоднородные, т. е. имеющие разную нейрофизиологическую основу и психическое содержание (утомление, стресс, монотония, психическая напряженность). Интенсивные состояния имеют принципиальное сходство (уровни бодрствования, фазы и степени утомления, степени эмоциональной напряженности).

Функциональное состояние человека характеризует его деятельность в конкретном направлении, в конкретных условиях, с конкретным запасом жизненной энергии. А. Б. Леонова подчеркивает, что понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Речь идет о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять определенный вид деятельности.

Состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений: изменений в функционировании физиологических систем (центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и т. д.), сдвиги в протекании психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), субъективные переживания.

В. И. Медведев предложил следующее определение функциональных состояний: «Функциональное состояние человека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности» (СНОСКА: Введение в эргономику. / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. С. 94.).

Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:

Состояния нормальной жизнедеятельности;

Патологические состояния;

Пограничные состояния.

Критериями для отнесения состояния к определенному классу служат надежность и цена деятельности. С помощью критерия надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.

На основании указанных критериев все множество функциональных состояний применительно к трудовой деятельности делится на два основных класса - допустимых и недопустимых или, как их еще называют, разрешенных и запрещенных.



Вопрос об отнесении того или иного функционального состояния к определенному классу специально рассматривается в каждом отдельном случае. Так, ошибочно считать состояние утомления недопустимым, хотя оно приводит к снижению эффективности деятельности и является очевидным следствием истощения психофизических ресурсов. Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению (оценка по критерию цены деятельности).

Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний. Именно на этом основании выделяются нормальные и патологические состояния. Последний класс является предметом медицинских исследований. Наличие пограничных состояний может привести к болезни. Так, типичными следствиями длительного переживания стресса являются болезни сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, неврозы. Хроническое переутомление является пограничным состоянием по отношению к переутомлению - патологическому состоянию невротического типа. Поэтому все пограничные состояния в трудовой деятельности относятся к категории недопустимых. Оки требуют введения соответствующих профилактических мер, в разработке которых непосредственное участие должны принимать и психологи.

Другая классификация функциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, все состояния человека делят на две группы - состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.

Состояния адекватной мобилизации характеризуются соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями деятельности. Оно может нарушаться под влиянием самых разных причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и т. д. Тогда возникают состояния динамического рассогласования. Здесь усилия превышают необходимые для достижения данного результата деятельности.

Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека. Анализ состояний человека в процессе длительно выполняемой работы обычно ведется с помощью изучения фаз динамики работоспособности, внутри которых специально рассматриваются формирование и характерные особенности утомления. Характеристика деятельности с точки зрения величины затрачиваемых на работу усилий предполагает выделение различных уровней напряженности деятельности.

Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления. Утомление - это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем: поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема, двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращении отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования - увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания - сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.

Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными ощущениями, знакомыми каждому как переживание усталости.

При анализе процесса трудовой деятельности выделяются четыре стадии работоспособности:

1) стадия врабатывания;

2) стадия оптимальной работоспособности;

3) стадия утомления;

4) стадия «конечного порыва».

За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения - чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Для исследования широкого спектра состояний работающего человека также используется термин «напряженность». Степень напряженности деятельности определяется структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д. В этом смысле напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретным видом труда к человеку. С другой стороны, напряженность деятельности может характеризоваться психофизиологическими затратами (ценой деятельности), необходимыми для достижения трудовой цели. В этом случае под напряженностью понимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения поставленной задачи.

Выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифической, характеризующей общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.

Влияние напряженности на жизнедеятельность подтверждено следующим экспериментом: взяли нервно-мышечный аппарат лягушки (икроножную мышцу и нерв, который ее иннервирует) и икроножную мышцу без нерва и подключили к обоим препаратам батарейки от карманного фонарика. Через некоторое время мышца, получавшая раздражение через нерв, перестала сокращаться, а мышца, получавшая раздражение непосредственно от батарейки, сокращалась еще несколько суток. Отсюда психофизиологи сделали вывод: мышца может работать долго. Она практически неутомима. Утомляются проводящие пути - нервы. Точнее, синапсы и нервные узлы, сочленения нервов.

Следовательно, для оптимизации процесса тру довой деятельности есть большие резервы полноценной регуляции состояний, в значительной мере скрывающиеся в правильной организации функционирования человека как биологического организма и как личности.

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

Работоспособность - это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека.

Предел работоспособности как величина переменная зависит от конкретных условий:

Здоровье,

Рациональное питание,

Возраст,

Величина резервных возможностей человека (сильная или слабая нервная система),

Санитарно-гигиенические условия труда,

Профессиональная подготовленность и опыт,

Мотивация,

Направленность личности.

Среди обязательных условий, обеспечивающих работоспособность человека, предупреждающих переутомление, важное место занимает правильное чередование труда и отдыха. В связи с этим одна из задач руководителя заключается в создании для персонала оптимального режима труда и отдыха. Режим следует устанавливать с учетом особенностей конкретной профессии, характера выполняемой работы, конкретных условий труда, индивидуально-психологических особенностей работников. Прежде всего, от этого зависят частота, длительность и содержание перерывов. Перерывы на отдых в течение рабочего дня обязательно должны предшествовать началу ожидаемого снижения работоспособности, а не назначаться позднее.

Психофизиологами установлено, что психологическая бодрость начинается с 6 часов утра и удерживается в течение 7 часов без особых колебаний, но не более. Дальнейшая работоспособность требует повышенного волевого усилия. Улучшение суточного биологического ритма начинается вновь около 15 часов дня и продолжается в течение двух последующих часов. К 18 часам психологическая бодрость постепенно уменьшается, а к 19 часам происходят специфические изменения в поведении: снижение психической стабильности порождает предрасположенность к нервозности, повышает склонность к конфликтам по незначительному поводу. У некоторых людей начинаются головные боли, это время психологи называют критической точкой. К 20 часам вновь активизируется психика, время реакций сокращается, человек быстрее реагирует на сигналы. Такое состояние продолжается и далее: к 21 часу особенно обостряется память, она становится способной запечатлеть многое, что не удалось днем. Далее происходит падение работоспособности, к 23 часам организм готовится к отдыху, в 24 часа тому, кто лег спать в 22 часа, уже снятся сны.

В послеобеденное время есть 2 наиболее критических периода: 1 - около 19 часов, 2 - около 22 часов. Для сотрудников, работающих в это время, требуется особое волевое напряжение и усиление внимания. Наиболее опасный период - 4 часа утра, когда все физические и психические возможности организма близки к нулю.

Работоспособность колеблется и в течение недели. Хорошо известны издержки производительности труда в первый, а иногда и во второй день рабочей недели. Работоспособность претерпевает также сезонные изменения, связанные со временами года (весной она ухудшается).

Во избежание вредного переутомления, для восстановления сил, а также для формирования того, что можно назвать готовностью к работе, необходим отдых. Для предупреждения переутомления сотрудников целесообразны так называемые «микропаузы», т. е. кратковременные, продолжительностью 5-10 минут, перерывы во время работы. В последующее время восстановление функций замедляется и менее эффективно: чем однообразнее, монотоннее труд, тем чаще должны быть перерывы. При разработке режима труда и отдыха менеджеру следует стремиться к замене небольшого числа длительных перерывов более короткими, но частыми. В сфере обслуживания, где требуется большое нервное напряжение, желательны короткие, но частые 5-минутные перерывы, Причем во второй половине рабочего дня в связи с более выраженным утомлением время на отдых должно быть больше, чем в дообеденный период. Как правило, такие «передышки» в современных организациях не приветствуются. Парадоксально, но факт: в более благоприятном положении оказываются курильщики, которые прерываются, как минимум, каждый час. сосредоточиваясь на сигарете. Видимо поэтому так сложно изжить курение в учреждениях, потому что ему пока нет альтернативы для восстановления сил при кратковременном отдыхе, который никто не организовывает.

В середине рабочего дня не позднее чем через 4 часа после начала работы вводится перерыв на обед (40-60 минут).

Существует три вида продолжительного отдыха для восстановления сил после работы:

1. Отдых после рабочего дня. Прежде всего - достаточно продолжительный и крепкий сон (7-8 часов). Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха. Кроме сна рекомендуется активный отдых, например, занятия спортом в нерабочее время, который весьма способствует сопротивляемости организма усталости на работе.

2. Выходной день. В это день важно запланировать такие мероприятия, чтобы получить удовольствие. Именно получение удовольствия наиболее хорошо восстанавливает организм от физических и психических перегрузок. Если такие мероприятия не планируются, то способы получения удовольствия могут быть неадекватными: алкоголь, переедание, ссоры с соседями и т. п. Но роль руководителя здесь сводится только к ненавязчивым советам, так как данное время работники планируют самостоятельно.

3. Наиболее длительный отдых - отпуск. Сроки его устанавливаются руководством, но планирование также остается за сотрудниками. Руководитель (профсоюзный комитет) может лишь дать совет по организации отдыха и помочь с приобретением путевок на санаторно-курортное лечение.

Для восстановления работоспособности используются также такие дополнительные методы как релаксация (расслабление), аутогенная тренировка, медитация, психологические тренинги.

Релаксация

Не все проблемы, связанные с утомлением, возможно решить отдыхом в разных его видах. Большое значение имеет сама организация труда и организация рабочего места персонала.

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов указывают, что при организации рабочего места должны быть соблюдены следующие условия:

Достаточное рабочее пространство для работника, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования;

Необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач;

Допустимый уровень акустического шума, вибраций и других факторов производственной среды, создаваемых оборудованием рабочего места или другими источниками;

Наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков, предостерегающих об опасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;

Конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безотказность и экономичность технического обслуживания и ремонта в нормальных и аварийных условиях.

Б. Ф. Ломов выделил следующие признаки оптимальных условий для протекания трудовой деятельности:

1. Наиболее высокое проявление функций работающей системы (двигательной, сенсорной и др.), например, наибольшая точность различения, наибольшая скорость реакции и т. д.

2. Длительное сохранение работоспособности системы, т. е. выносливость. При этом имеется в виду функционирование на высшем уровне. Так, если определяется, например, темп подачи информации оператору, то можно обнаружить, что при очень низком или слишком высоком темпе длительность сохранения работоспособности у человека сравнительно невелика. Но можно найти и такой темп передачи информации, при котором человек будет продуктивно работать в течение длительного времени.

3. Для оптимальных условий работы характерен наиболее короткий (по сравнению с другими) период врабатываемости, т. е. период перехода вклю чаемой в работу системы человека от состояния по коя к состоянию высокой работоспособности.

4. Наибольшая стабильность проявления функции, т. е. наименьшая вариативность результатов работы системы. Так, человек может наиболее точно по амплитуде или времени многократно воспроизводить то или иное движение при работе в оптимальном темпе. С отступлением от этого темпа вариативность движений возрастает.

5. Соответствие реакций работающей системы человека внешним воздействиям. Если условия, в которых находится система, не оптимальны, то ее реакции могут не соответствовать воздействиям (например, сильный сигнал вызывает слабую, т. е. парадоксальную реакцию, и наоборот). При оптимальных же условиях система проявляет высокую при-способительность и вместе с тем устойчивость, благодаря чему ее реакции в любой данный момент, оказываются соответствующими условиям.

6. При оптимальных условиях наблюдается наибольшая согласованность (например, синхронность) в работе компонентов системы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png