Реформа в виде «приведения к новому облику» серьезно ударила по военным представительствам Минобороны (ВП МО). Их персонал был серьезно сокращен, функции частично переданы ОТК предприятий «оборонки». Сегодня в оборонно-промышленном комплексе восстанавливаются военпреды, повышаются требования к качеству выпускаемой продукции и подбору кадров. Об этих и других переменах в интервью «ВПК» рассказал начальник Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации Олег Степанов.

– Общие результаты выполнения ГОЗ-2013 уже опубликованы, в целом они положительные. Но почему выполнены не все контракты?

– В 2013 году предприятиями ОПК допущены срывы при выполнении примерно 90 государственных контрактов. В связи с этим ГОЗ-2013 был выполнен по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) на 96,1 процента, закупкам вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) – 93 процента, ремонту (сервисному обслуживанию) – 91 процент.

Сравнительная характеристика результатов выполнения ГОЗ в 2012–2013 годах показывает, что при росте объемов заданий также увеличились количественные показатели выполнения гособоронзаказа. По НИОКР – на 0,5 процента при росте объемов финансирования более чем в 1,3 раза, по закупкам ВВСТ – на 2 процента при росте почти в 1,4 раза, ремонту (сервисному обслуживанию) ВВСТ – на 0,5 процента при росте финансирования более чем в 1,2 раза. Из основных показателей выполнения ГОЗ-2013 можно сделать главный вывод – ОПК в целом выполнил взятые обязательства по поставке новых образцов вооружений и военной техники (ВВТ) в войска.

Вместе с тем нет необходимости скрывать, что ряд предприятий допустил срыв контрактных обязательств. Недавно в Минобороны состоялась коллегия совместно с представителями Генеральной прокуратуры России, на которой заслушали руководителей предприятий промышленности, не выполнивших свои обязательства. Ими были представлены материалы с конкретными предложениями по реализации сорванных контрактов. В целом же руководство дало положительную оценку выполнения ГОЗ-2013 предприятиями промышленности и органами военного управления, в том числе ВП МО.

– Военные представительства осуществляют контроль качества и приемку продукции на предприятиях ОПК в интересах Минобороны или ваши задачи шире?

– В рамках исполнения ГОЗ существует четкая организация обеспечения качества ВВТ, которая регламентирована федеральными законами, постановлениями правительства, государственными стандартами, другими нормативными документами, конструкторской документацией. Положение о военных представительствах Минобороны РФ, утвержденное Постановлением правительства от 11 августа 1995 года № 804, установило, что ВП МО создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях (организациях) промышленности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации.

Контроль качества и приемки различных видов ВВТ в интересах нескольких силовых структур и ведомств четко регламентирован. В рамках ГОЗ – постановлением правительства от 26 декабря 2013 года. По ПВН для экспорта – статьей 8 федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», указом президента от 16 августа 2004-го «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

По космическим системам и комплексам научного, социально-экономического и коммерческого назначения – июльским постановлением правительства 1998 года «Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов» (Положение РК-98-КТ), протоколом заседания Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ в мае 2011-го «Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов» (Положение РК-11).

По авиационной технике гражданского назначения – статьей 8 Воздушного кодекса РФ и распоряжением правительства от 12 августа 1994 года «О мерах по осуществлению независимого контроля за соблюдением действующих нормативных документов, правил и процедур при разработке, производстве, испытании, сертификации и приемке на предприятиях промышленности».

Осуществление контроля качества и приемки ВП МО – одно из основных требований также со стороны иностранных заказчиков, что еще раз подчеркивает важность и ответственность выполняемых мероприятий. Фактически на базе военных представительств сформирована и функционирует межвидовая и межведомственная система контроля, позволяющая без корректировки основных нормативных правовых документов осуществлять независимый военный контроль качества и приемку ВВТ вне зависимости от того, какой орган – Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минпромторг, Роскосмос, Росатом, ФСВТС – выполняет функции государственного заказчика. Более 95 процентов военных представительств осуществляют эти функции в интересах нескольких заказчиков.

– Что скажете о качестве поставляемых ВВСТ? Было немало нареканий.

– Да, в последнее время много говорится о качестве. Ведь к 2016 году доля современных образцов в войсках должна составить 30 процентов, в 2020-м – 70. В этих условиях особенно остро стоит вопрос поставки качественных ВВСТ. Анализ показывает, что при значительном росте объемов поставок в 2013 году по отношению к 2011-му (в 2,5 раза) и 2012-му (в 1,7 раза) число рекламаций, по предварительным данным, не превысит уровня 2012 года.

Для сравнения: в 2011 и 2012 годах приходилась одна рекламация на 10 гарантийных образцов. По предварительным итогам 2013 года (окончательные еще впереди) – одна примерно на 14 гарантийных образцов. Возвращенная ВП МО продукция на приемо-сдаточных испытаниях составила 8,5 процента от общего числа предъявляемых изделий.

Тут есть существенный фактор. Да, в последние три года претензии увеличились, но связано это не с качеством ВВСТ и не только с возросшим числом поступивших в войска, но еще и с более значительной интенсивностью эксплуатации. В 2013 году Верховный главнокомандующий провел ряд внезапных проверок боевой готовности ВС, а Минобороны – несколько совместных учений («Восток-2013», «Запад-2013» и др.). В данных мероприятиях задействовали большое количество личного состава и боевой техники, в том числе новые и перспективные образцы. По результатам можно сказать, что поставляемая в войска продукция в целом соответствует современному облику ВС РФ и позволяет качественно решать поставленные задачи.

– Какие мероприятия прошли в вашем управлении после реформ Сердюкова – Макарова, переработана ли нормативная правовая база?

– Естественно, мы не сидели сложа руки в ожидании, что кто-то решит все проблемы. Управлением военных представительств проведена серьезная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ВП МО. Издано и откорректировано множество ведомственных правовых актов, разговор о которых вряд ли заинтересует читателей. Более подробно остановлюсь на таких моментах.

Наш основной нормативный акт – «Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», утвержденное Постановлением правительства от 11 августа 1995 года № 804. В настоящее время организована работа по внесению изменений в данное положение в части приведения в соответствие с нормативными правовыми актами в области поставок оборонной продукции, возвращения ВП МО ранее снятой функции по контролю за разработкой и применением цен на военную продукцию, а также учета изменившихся организационных условий функционирования системы военного контроля. Разработанный проект постановления размещен на официальном сайте Минэкономразвития России, прошел процедуру общественного обсуждения и со дня на день будет направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Помимо контроля качества и приемки продукции, одной из основных задач военных представительств являются сбор, обобщение и анализ сведений о качестве продукции, полученных по результатам их производства, испытаний и эксплуатации. С производством и испытаниями проблем не возникает, здесь все организовано, процесс идет своим чередом. А вот с эксплуатацией в настоящее время связь практически потеряна. В Минобороны проведено множество организационных мероприятий, отдельные органы переформированы, изменились задачи и функции, некоторые, увы, вообще ликвидированы. Это, естественно, привело к нарушению сложившихся десятилетиями информационных связей по представлению сведений о качестве ВВСТ непосредственно от эксплуатации.

Учитывая важность данного вопроса, нами сейчас организована работа по переработке правовой базы, регламентирующей порядок сбора сведений о качестве продукции непосредственно от эксплуатирующих организаций (войсковых частей) через довольствующие органы и виды (рода) войск (сил) ВС РФ. Если все, что нами запланировано, будет реализовано, то за первое полугодие 2014 года мы получим полную картину состояния ВВСТ как по итогам производства, так и по итогам эксплуатации.

– Число военных представительств значительно увеличилось. Как обстоят дела со специалистами, подготовкой кадров?

– Действительно, с 1 сентября 2013 года штатная численность военных представительств Минобороны России увеличена более чем в два раза. В настоящее время они укомплектованы примерно на 75 процентов. Это связано с тем, что найти хорошие кадры сейчас не так просто. Военпреды должны быть хорошими инженерами, знать тактико-технические характеристики ВВСТ, способы и условия применения изготавливаемых образцов, нормативную, техническую и технологическую документацию, в соответствии с которой осуществляются разработка и производство, ведение контрактной (договорной) работы, вопросы ценообразования и многое другое.

В основном ВП МО комплектуются военнослужащими из войсковых частей и научно-исследовательских институтов Минобороны, которые имеют значительный опыт и навыки применения ВВСТ в реальных условиях. Учитывая, что в Минобороны этой категории военнослужащих не хватает, Управление военных представительств уделяет особое внимание их подготовке, дополнительному профессиональному образованию. Система предполагает использование таких форм обучения, как переподготовка и повышение квалификации.

В соответствии с приказом министра обороны 2011 года № 035 организованы обучение 590 специалистов в девяти высших военных учебных заведениях ежегодно и подготовка 60 кадровых офицеров в четырех учебных военных центрах гражданских вузов. Для укрепления кадрового потенциала проводится ежегодная аттестация военнослужащих ВП МО. Аттестационные комиссии рассматривают также офицеров при назначении на высшие должности и на соответствие занимаемой.

– Как осуществляется контроль за качеством продукции военного назначения на различных этапах производства? Насколько он зависит от оснащенности современным оборудованием?

– Наша работа начинается буквально с нулевого этапа – совместного с ОТК предприятий входного контроля сырья, материалов и комплектующих на соответствие заданным требованиям. Он может проводиться по внешнему виду и сопроводительной документации, также путем физико-химических анализов материалов, инструментальной проверки параметров. По результатам принимается решение о запуске изделия в производство либо отказе.

Следующий этап – контроль технологического цикла производства. Здесь творческая с технической точки зрения работа. Исходя из стабильности техпроцесса определяются критические точки – наиболее ответственные операции, которые подлежат обязательному контролю с нашей стороны. Кроме того, военное представительство вправе внезапно проверить соблюдение технологической дисциплины на любом участке производства.

Завершающий этап – проведение контрольных испытаний окончательно изготовленной продукции. Это самый ответственный момент, на котором осуществляются проверка эксплуатационных характеристик образца, оценка показателей надежности и других предъявляемых заказчиком требований.

На этапах изготовления продукции объем контроля ВП МО жестко не регламентирован документацией и может изменяться в зависимости от стабильности техпроцесса, то есть оснащенности производства современным оборудованием, уровня подготовки персонала. Поэтому связь тут прямая: чем выше автоматизация производства и квалификация сотрудников, тем меньше брака. Соответственно контроль не столь жесткий.

– Какой вам видится роль военной приемки в ценообразовании ПВН? Могут ли военпреды как-то влиять на этот процесс?

– Еще с советских времен военные представительства участвовали в этом в той или иной степени в зависимости от законодательства. Можно вспомнить приказ министра Вооруженных Сил Союза ССР 1947 года № 9, п. 54, где говорилось: «Военный представитель проверяет себестоимость изделий на заводе и непрерывно заботится о ее снижении».

Это объяснимо. Ведь кто, как не военное представительство, непосредственно находясь на предприятии, может досконально проверить все затраты на разработку, производство и ремонт ВВСТ. Это и фактическая трудоемкость, материальные затраты (сырье, материалы и др.), испытания, содержание производственного оборудования и основные фонды, многое другое. Работа ВП МО в этом направлении показала свою эффективность в виде сэкономленных государственных средств. Практически каждая предъявленная предприятием цена военным представительством уменьшается, хотя уровень снижения совершенно разный, вплоть до 20–30 процентов от заявленного.

Подчеркну: и в настоящее время ВП МО являются одним из инструментов формирования цен на ВВСТ. После выдачи заключения военным представительством цена проходит дополнительную экспертизу в соответствующем департаменте (управлении) Минобороны России и регистрируется в Федеральной службе по тарифам (ФСТ) или выносится на конкурс (торги, аукцион).

Это касается фиксированных и максимальных значений, когда цена продукции заранее понятна и прозрачна, объем работ известен. Особенно востребован контроль применения ориентировочных цен с возмещением издержек и ряда других факторов, которые на момент заключения контракта не имеют четких фиксированных значений. Например, это ремонт, так как окончательные затраты становятся известны только после разборки и дефектации образца, или отдельные НИОКР, когда в начале разработки только определяется облик образца. В данном случае эффективность использования бюджетных средств напрямую зависит от анализа фактически понесенных затрат. Сделать это можно, лишь находясь непосредственно на месте проведения работ, на предприятии.

В 2012 году был период, когда военные представительства не осуществляли контроль над ценами. Но практика показала, что без их участия утерян источник первичной информации о фактическом состоянии дел, а ряд предприятий, особенно третьего, четвертого и пятого уровней кооперации, необоснованно поднимал цены на материалы и комплектующие изделия. Возврат в январе 2013-го в полном объеме функций ВП МО подтвердил необходимость их работы.

– Сейчас Минобороны начинает реализовывать практику заключения контрактов на весь жизненный цикл. Каковы роль и участие военных представительств в этом процессе?

– Важность этого подтвердила сама жизнь. Существующая схема работы, нормативно-правовая и техническая документация позволяют обеспечить ВП МО контроль работ по контрактам жизненного цикла. Возможно, сложился стереотип, что военное представительство проверяет только качество изготовления непосредственно образца вооружения на предприятии. На самом деле контролем ВП МО покрывается весь жизненный цикл, начиная с разработки образца и заканчивая его утилизацией.

Военные представительства также созданы и в НИИ, которые по заказам Минобороны выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Здесь на всех этапах, начиная от эскизно-технического проектирования, разработки конструкторской документации, изготовления опытного образца и заканчивая проведением государственных испытаний, обязателен контроль ВП МО.

Следующая стадия жизненного цикла – серийное производство, о чем мы уже говорили. Затем ремонт и сервисное обслуживание как в стационарных условиях на ремонтных предприятиях, так и непосредственно в войсковых частях выездными бригадами. Завершающая стадия – утилизация. Здесь на военные представительства в большей степени возлагаются задача контроля демилитаризации образцов, проведение фактической утилизации, выход и реализация продуктов утилизации, то есть сугубо экономические дела.

Все это нормативно определено в контрактной и технической документации. С начала 2013 года проводятся пилотные проекты реализации контрактов жизненного цикла с ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (бронетехника), ОАО «КАМАЗ» (автомобильная техника), ОАО «Компания «Сухой» (самолеты) и др.

– Какую ответственность несут военные представители, если обнаруживается брак в поставляемой технике?

– Дисциплинарную, материальную и уголовную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Управление военных представительств МО РФ на постоянной основе организовало анализ деятельности на местах. Заслушиваем начальников представительств по результатам работы и мероприятиям, направленным на повышение качества контролируемой продукции. После чего принимаются решения об объемах премирования личного состава ВП вплоть до полного лишения материальных поощрений, а также о применении дисциплинарной практики – до увольнения из рядов ВС РФ.

Хотелось бы подчеркнуть: качество ВВСТ складывается из работы всех участников этого сложного процесса, начиная от этапа разработки и заканчивая эксплуатацией. В настоящее время сложилась четкая организация работы, порядок которой регламентирован правовыми, то есть федеральными законами, постановлениями правительства и нормативно-техническими документами (государственными стандартами, технической документацией). Существующий алгоритм контроля качества на стадии производства ПВН осуществляется на двух уровнях.

Первый – органы технического контроля предприятий ОПК, второй – ВП МО. Основная ответственность за качество ВВСТ, поставляемых по ГОЗ, возлагается на предприятия промышленности, а военные представительства в качестве независимого внешнего органа выполняют функцию оценки продукции. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает необходимость проведения работ по обеспечению качества продукции как со стороны головного исполнителя, так и со стороны государственного заказчика.

– А что говорит зарубежный опыт? Существует ли практика сравнения работы военных представительств?

– В современном мире жить за высоким забором и не обращать внимания на опыт коллег в других странах – значит безнадежно отстать в развитии. Нами проведен анализ существующих систем обеспечения качества военной продукции НАТО «Политика обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла». Используемый там подход в целом близок к нашему, есть и отдельные различия.

Так, система обеспечения качества РФ довольно консервативна и базируется на жесткой регламентации подходов в системе государственных стандартов ГОСТ СРПП, устанавливает для всех участников процесса обязательный для выполнения порядок работ по созданию военной техники. Подходы НАТО более демократичны, допускают необязательное применение всего комплекса нормативных документов, а задание через контракты – на усмотрение заказчика отдельного набора процедур.

В российской системе объем контроля (испытаний) установлен в конструкторской и технической документации (максимальный) и един для всех контрактов (поставщиков). В системе НАТО уровень контроля и объем испытаний индивидуален для каждого контракта (поставщика) и в отдельных случаях может уменьшаться, позволяет в зависимости от обстоятельств применять упрощенные процедуры контроля и испытаний.

Учитывая, что в последние годы сделан значительный упор на поставки новых современных образцов ВВСТ, считаю отечественную систему качества более надежной. Однако мы не отказываемся от каких-то новшеств и со временем, думаю, будем готовы к большей гибкости в отношении к поставщикам.

Знак отличия

Эмблема управления

ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО Министерства обороны(англ. military representation) - представительство Министерства обороны, создаваемое для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации. Под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

ВП и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил, имеют действительные наименования, печать с изображением Государственного герба, бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

В Российской Федерации деятельность ВП МО и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны РФ. Руководство деятельностью ВП МО осуществляется Минобороны РФ через управление военных представительств. Военные представительства сохранены почти во всех армиях республик бывшего Советского Союза. Аналогичные структуры имеются в армиях стран НАТО.

В случаях, когда в организациях не создаются ВП, Минобороны направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.

ВП вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается заказывающими управлениями Минобороны РФ и доводится до руководителей организаций и ВП. ВП на основании утвержденной номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.

ВП принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите гос-ной тайны.

На военнослужащих и гражданский персонал ВП, осуществляющих контроль качества и приемку военной продукции в организациях с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством РФ для работников этих организаций.

История

Еще при первом царе династии Романовых - Михаиле Федоровиче проверка поставляемой военной продукции осуществлялась наиболее квалифицированными заводскими мастерами - оружейными "дозорщиками". Однако вскоре выяснилось, что такая организация контроля качества не обеспечивает в должной мере соответствие технических характеристик продукции требованиям заказчика. Ведь русские мастера середины XVII века достигли значительных успехов в изготовлении артиллерийских орудий. Но разительное отличие пищалей одинаковых калибров по весу, размерам и другим конструктивным особенностям существенно снижало эффективность их боевого применения. Выход из создавшегося положения был найден в назначении приемщиками вооружения представителей органов центрального военного управления - Пушкарского и Оружейного приказов.

Содержание немногих дошедших до нас документов того времени проливает свет на первые шаги отечественных военпредов. По указу царя от 25 июня (по старому стилю) 1645 года на Тульском заводе "пищального и железного дела", принадлежавшем голландскому купцу Андрею Виниусу, была введена военная приемка артиллерийских орудий. Ответственность за ее организацию и проведение по изложенным в указе методикам возлагалась на тульского воеводу князя Якова Черкасского.

Этим указом царя предписывалось осуществлять приемку военной продукции "как прежде", что свидетельствует о существовании военных контролеров и в более ранний период. Однако соответствующих первичных документов в настоящее время не существует.

Прежде всего пищальные приемщики проводили испытания заводских изделий путем их "прострела" на полигоне. Мишенью служил специальный осыпанный землей сруб. Затем проверялось соответствие типов, размеров и веса орудий своего рода техническому заданию (росписи Пушкарского приказа) и заводской технической документации (мастерской сказке). Оказалось, что все пищали различны по весу и размерам.

Царским указом, кроме того, были определены критерии для приемки военной продукции. Устанавливались допустимые отклонения от заданных веса и размера орудий (три пуда и два вершка соответственно). Впредь приемщикам было велено вести подробную постатейную отчетность о результатах их деятельности: "...сколько каких пищалей ядром в приеме будет порознь, и что в какой пищали весу, и в какову меру длиною, и что на прострелку зелья и ядер выйдет, и где те пищали устроят и во что сарай [склад] станет..."

Император Петр I тоже приложил руку к этому важнейшему для обороноспособности страны делу. Необходимость института военных представителей для государства и целесообразность его содержания на предприятиях промышленности убедительно подтвердилась и в эпоху Петра Великого. В то время основу русской армии составляла артиллерия - "масса бессистемных орудий с прислугой полустрелецкого характера, с управлением, чуждым азбуке артиллерийского дела". Артиллерия, собранная с разных заводов, "скучивалась как попало, передвигалась на подставных, действовала зря, блюлась потомственно одним сословием, ведалась заочно другим".

Для "внутреннего спокойствия и внешней безопасности посредством хорошо устроенного войска" требовалась четко отлаженная система надзора за производством и обеспечением армии и флота качественным оружием и боеприпасами. Начало артиллерийскому образованию в России и подготовке специалистов для приемки "пищалей, фузей и ружей" положил Петр I. Его военные преобразования были предопределены неудачами русских войск в конце XVII века и необходимостью борьбы за выход к Балтийскому морю.

В связи с этим системное преобразование армии было начато с переустройства системы управления процессами производства и поставок оружия.

Указом от 19 мая 1700 года Петр I вводит должность генерал-фельдцейхмейстера и назначает генерала от артиллерии царевича Александра Имеретинского "ведать всякие дела" в Пушкарском приказе и "тщится, чтоб пушки, мортиры и все, что к артиллерии принадлежит, учтены б были исправны и добрым мастерством". В перечень "всяких дел" были включены обязанности руководства работами по организации надзора за созданием, производством и приемкой пороха, свинца, оружия для реорганизуемой армии.

Изготавливать пушки начали только по чертежам, утвержденным Александром Имеретинским. По его указанию приемку и поставку оружия в армию стали осуществлять с учетом результатов испытаний по методикам, изложенным в указах царя. Оружейные приемщики на предприятиях, как и прежде, состоя на царской службе, обладали полной независимостью от заводской администрации. Определенное представление о содержании их деятельности в период Северной войны, в 1700-1721 годах, дают документальные материалы, хранящиеся в фондах архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в Российском государственном архиве древних актов.

В архивах сохранились доклады старшин приемщиков ружей (альдермалов) о проведении входного контроля исходного сырья (меди, селитры, серы и т.д.) и результатах испытаний, о поставках оружия и пороха в окраинные города России и Запорожское войско.

Увеличение количества заводов, выпускающих военную продукцию, и возникающие в связи с этим проблемы обеспечения специалистами, оборудованием, сырьем и материалами потребовали дальнейшего развития системы военного контроля, введения централизованного руководства деятельностью альдермалов на заводах. В 1719 году учреждается Канцелярия и Артиллерийская экспедиция Военной коллегии. Первыми органами контроля за деятельностью военных представителей являлись специалисты Канцелярии генерал-фельдцейхмейстера.

Указом царя от 11 января 1723 года предписано "оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей" и контролировать, "как альдермалы клейма ставят". При плохом качестве "ружей и фузей" указом Петра предписывалось наказывать чиновников канцелярии (дьяков и подьячих), хозяина ружейной фабрики и старшин альдермалов. Известно, что один из начальников приемщиков ружей - старшина альдермалов Фрол Фукс за низкое качество ружей был сослан в Азов.

В 1728 году на базе Канцелярии создается Штаб генерал-фельдцейхмейстера, а 24 января 1812 года на базе Артиллерийской экспедиции - Артиллерийский департамент, ведающий "вопросами производства артиллерийского вооружения и снабжения им армии".

Параллельно с образованием системы военного контроля артиллерийского вооружения, как свидетельствуют исторические источники, складывалась и система контроля по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей.

Начиная с 1695 года в центрах судостроения (Воронеже и других городах) выделялись специальные лица (стольники), которые были близки к государю и разделяли его труды и заботу о флоте. В дальнейшем делами кораблестроения и вопросами надзора за постройкой судов стали заниматься специально созданные учреждения: с 1700 года - Адмиралтейский приказ, или Приказ адмиралтейских дел; с 1707 года - Адмиралтейская канцелярия.

В декабре 1717 года было учреждено девять коллегий, в том числе Адмиралтейская коллегия. В состав Адмиралтейской коллегии входили 11 контор, одна из которых (Адмиралтейская) занималась наблюдением за правильностью работ и свидетельствований счетов используемых материалов, вторая (Обер-сарвайерская), в ведении которой находились все корабельные мастера, в том числе и дозорщики за работами, непосредственно отвечала за постройку судов.

Заложенные при создании системы военных представительств принципы оценки качества оружия, испытаний и приемки продукции, методология и критерии контроля производства были сохранены и при последующих реформах армии.В XIX веке инициатором военных реформ в России стал военный министр Дмитрий Милютин, обосновавший 15 января 1862 года в своем докладе к царю необходимость реформы системы центрального военного управления и создания военных округов. В результате этих преобразований должности офицеров военных представительств 24 декабря 1862 года были введены в штаты вновь созданного Главного артиллерийского управления (ГАУ). Именно с этого дня впервые появилось официальное упоминание термина "военный представитель". Тогда же был разработан полный комплекс документов, подробно регламентировавших весь процесс деятельности военпредов. Таким образом система военного контроля и своевременной поставки военной продукции получила в Российской империи соответствующее законодательное оформление.

Из исторических документов известны имена военных приемщиков, контролирующих качество оружия для русской армии в XIX веке. Среди них Иван Бобарыков - приемщик от ГАУ при Петербургском патронном заводе до 12 января 1870 года, управляющий Верх-Исетским заводом Александр Семевский, а также начальник литейной мастерской по отливке орудий штабс-капитан Александр Энгельгард.

1 января 1866 года образовано Главное управление кораблестроения и снабжения, ведавшее делами постройки и вооружения кораблей, заготовками материалов и учетом затрат для их постройки.

Постоянно развивающаяся система контроля качества вооружения и военной техники полностью оправдала свое предназначение в предвоенный период и внесла весомый вклад в победу нашего оружия в Великой Отечественной войне.

Весьма интересен такой исторический факт, как работа за рубежом офицеров военных представительств, осуществлявших приемку самолетов с заводов США по ленд-лизу в 1943-1945 годах, поставки которых составляли 16% от поставок фронту наших истребителей и 38% от выпуска промышленности США.

Реформы системы военных представительств

Действовавшая система военного контроля за разработкой и производством военной продукции складывалась на протяжении столетий и приобрела свой окончательный вид в советский период. Вплоть до XXI века в каждом виде и в большинстве родов войск Вооруженных сил страны имелись «свои» военные представительства, «свои» отделы (в ВВС – служба) контроля и кадры военных представителей. ВП каждого вида и рода войск были подчинены тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений. Каждое военное представительство возглавлял старший военпред (с конца 1986 года – начальник), а несколько военных представительств подчинялись районному инженеру (с конца 1986 года – уполномоченному).Первый удар на систему военного контроля обрушился в конце 1997 года, когда вышла директива Генерального штаба, упразднявшая такое важное звено управления, как аппараты уполномоченных.

Второй удар по системе военного контроля последовал в начале 2000-х годов. С января 2005 года расформированы органы контроля военных представительств Минобороны России и на их базе создано Управление военных представительств. С апреля 2005 года начальнику вооружения Вооруженных сил - заместителю министра обороны Российской Федерации переподчинены военные представительства, осуществляющие контроль качества и приемку разрабатываемых и изготавливаемых образцов вооружения и военной техники.

За три столетия своего существования, с петровских времен, военная приемка показала свою эффективность. В советские годы только в ВП ВВС было по штату более 10 000 офицеров и около 11 000 гражданских специалистов. Сегодня во всех родах и видах Вооруженных сил РФ числится около 7500 военпредов. В соответствии с реформой останется всего 1500 офицеров.

Источники

  • 1. Постановление Правительства РФ от 11 августа 1995 г. N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации"
  • 2. Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации" от 18.6.2000 г. № 320

Организация нормативно-правового и методического обеспечения деятельности военных представительств Министерства обороны, а также руководство военными представительствами , подчиненными начальнику вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителю Министра обороны Российской Федерации, были возложены на новообразованное Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (условное наименование Управления - войсковая часть 52859, адрес для переписки: 119160, г. Москва) .

Задачи и функции Управления были определены Положением об Управлении военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2005 года № 5.

Техническое руководство военными представительствами продолжало осуществляться Управлениями заказов и поставок по принадлежности продукции. Деятельность Управления военных представительств по взаимодействию с Управлениями заказов и поставок, координировалось начальником Управления начальника вооружения – заместителем начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Уважаемый Анатолий Александрович!

Ваше обращение по вопросу сокращения штатной численности военных представительств Минобороны России рассмотрено.

В ходе проводимой работы по формированию перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации особое внимание уделяется содержанию всех структур Минобороны России в оптимальном составе. При этом основной акцент делается на повышении интенсивности функциональной нагрузки, возлагаемой на каждое должностное лицо органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Такой подход применяется и в отношении военных представительств.

В настоящее время в Минобороны России на рассмотрении находится ряд обращений руководителей предприятий военно-промышленного комплекса, связанных с вопросами содержания военных представительств. Данные вопросы решаются с учетом всех факторов, влияющих на деятельность военных представительств. По итогам этой работы структура военных представительств при необходимости будет скорректирована.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно Положению о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 811, администрация организаций военно-промышленного комплекса не имеет права вмешиваться в служебную деятельность военных представительств.

Определение организационно-штатной структуры военных представительств не относится к компетенции руководителей организаций военно-промышленного комплекса. Со своей стороны руководители организаций должны обеспечивать своевременное предъявление военной продукции для испытаний и приемки, соблюдение технологических процессов производства военной продукции, а также обязаны проводить работы по повышению ее качества и надежности.

С уважением,

А. Сердюков

Из обращения СПП СПб в Министерство обороны

В Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга обратились руководители предприятий ОПК, которые обеспокоены очередной реорганизацией Военных представительств МО РФ. Поступившие в ВП предприятий директивы (прилагается) уже сегодня оказывают негативное влияние на ход выполнения Гособоронзаказа.

По многим предприятиям не сформирован «Гособоронзаказ 2011», не объявлены конкурсы, не проведены аукционы, не заключены контракты, хотя на незавершенное производство затрачены значительные финансовые ресурсы предприятий.

Прежде чем проводить ликвидацию ВП на предприятиях ОПК необходимо внести изменения в действующую нормативно-правовую базу создания ВВТ.

Если этого не будет сделано, то последует значительное увеличение сроков рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов, что негативно скажется на подготовке и проведении конкурсных процедур, открытии финансирования, сопровождении и приемки изделий и окончательных расчётах за поставленную продукцию.

ведение учета материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями при разработке, производстве, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции за счет средств Министерства обороны Российской Федерации;

контроль за внедрением и соблюдением организациями требований документов по стандартизации оборонной продукции (далее именуются - стандарты) при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;

участие в оценке мероприятий по защите государственной тайны, осуществляемых при разработке, изготовлении, испытаниях, поставке, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;

контроль за мобилизационной подготовкой организаций;

контроль качества и приемка работ по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов);

контроль метрологического обеспечения при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;

выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.

9. При контроле качества серийной военной продукции и ее приемке военные представительства обязаны:

осуществлять контроль за качеством изготовления и проведением испытаний военной продукции, ее агрегатов, узлов и деталей, а также за соответствием комплектующих изделий и материалов требованиям технической документации;

проводить приемо-сдаточные испытания военной продукции;

участвовать в проведении периодических, квалификационных, типовых и других испытаний военной продукции и давать заключения по их результатам;

участвовать в проведении анализа надежности военной продукции по результатам ее производства, испытаний и эксплуатации;

согласовывать планы мероприятий, направленные на доведение показателей надежности до значений, установленных технической документацией, и контролировать их выполнение;

контролировать выполнение решений по вопросам повышения качества и надежности военной продукции, соблюдение правил хранения принятой военной продукции и ее техническое обслуживание;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

в случае отсутствия в организациях военных представительств уведомлять государственных заказчиков о ходе выполнения государственных контрактов (контрактов);

своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.

16. Руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их:

документацией, справочными материалами и научно-технической информацией, необходимыми для контроля качества и приемки военной продукции;

контрольно-измерительными приборами, инструментами и оснасткой, а также производственным персоналом, необходимыми для проведения испытаний, контроля качества и приемки военной продукции;

оборудованными служебными помещениями по действующим санитарным нормам, услугами по секретному и несекретному делопроизводству, имеющимися в организациях средствами связи, а также помещениями для личного состава, прибывающего для получения и сопровождения военной продукции;

Гражданский персонал военных представительств обеспечивается всеми видами социально-бытового и медицинского обслуживания наравне с соответствующими категориями работников организаций.

17. Военные представительства организуют свою работу с учетом правил внутреннего распорядка, установленного в организациях. Допуск военнослужащих и гражданского персонала военного представительства в служебные, производственные и складские помещения осуществляется в порядке, установленном в организации.

18. Руководители военных представительств и организаций имеют право взаимного обращения по всем вопросам, связанным с разработкой, изготовлением, испытаниями, приемкой, поставкой, сервисным обслуживанием, ремонтом, модернизацией и утилизацией военной продукции, а также с обеспечением условий работы военных представительств, и обязаны лично рассматривать эти вопросы и принимать по ним решения.

19. Запрещаются выплаты организациями военным представителям каких-либо вознаграждений и получение военными представителями от организаций денежных или натуральных вознаграждений.

20. Военные представительства не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации организаций, а администрация организаций - в служебную деятельность военных представительств.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png