Отвод земли под строительство автомобильной дорога подразделяют на постоянный и временный. Постоянный отвод включает в себя площади, занимаемые под насыпи и выемки земляного полотна, транспортные развязки, комплексы дорожных и автотранспортных служб и т. д. Размеры площадей постоянного отвода определяют в соответствии с нормами отвода земель для автомобильных дорог СН 462-74 с учетом конкретных проектных решений.

Земли, отводимые под временное пользование на период строительства, включают: боковые резервы грунта, временные производственные базы, сосредоточенные резервы грунта, карьеры, землевозные и объездные дороги, земли, нарушаемые при переустройстве различных коммуникаций и сооружений.

Технический этап:

Рекультивации подлежат все нарушенные строительством земли, в которых произошли изменения, выражающиеся в нарушении почвенного покрова, в образовании новых форм рельефа, изменении гидрогеологического режима территории (иссушение, подтопление), а также прилегающие угодья, на которых в результате строительства произошло снижение продуктивности.

Мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель назначают в соответствии с техническими условиями, выданными землепользователями и землеустроительными организациями. Рекультивация нарушенных земель проводится с целью последующего их использования. В нашем случае в сельскохозяйственном направлении, т.е. создание на нарушенных землях сельскохозяйственных угодий;

Определение рациональных видов и направления рекультивации должны базироваться на совокупном учете следующих факторов: климата, рельефа, почвенного покрова, растительности, геологии, гидрологии, гидрогеологии, хозяйственных и санитарно-гигиенических условий с учетом перспектив развития района, технологии и комплексной механизации земляных и транспортных работ, экономической целесообразности рекультивационных работ.

Система разработки и транспортировки грунта из-под основания насыпей, временных зданий и сооружений, на площадях, занимаемых выемками, землевозными дорогами и строительными площадками, должна обеспечивать селективную выемку, складирование и хранение плодородного слоя в объемах, предусмотренных проектом для использования его при восстановлении нарушенных или для повышения плодородия малопродуктивных земель. При снятии, складировании и хранении плодородного слоя почвы принимают меры, исключающие ухудшение его качества, а при длительном хранении - меры, предотвращающие размыв и выдувание складированного плодородного слоя почвы. Поверхности отвалов закрепляют посевом трав или другими способами.

Снятие плодородного слоя почвы производят в теплый и сухой период года; на участках, занятых сельскохозяйственными культурами, - после уборки урожая. Перед снятием плодородного сдоя почвы проводят подготовительные работы по удалению пней, кустарников, валунов и т.д.

Земляные участки, подготавливаемые для использования в сельском хозяйстве, должны быть спланированы, покрыты плодородным слоем почвы, удобны для выполнения сельскохозяйственных работ с применением современных средств механизации.

Биологический этап рекультивации:

Биологическая рекультивация является завершающим этапом восстановления нарушенных земель. Цель биологической рекультивации - восстановление плодородия рекультивируемых земель. Выбор способов биологической рекультивации определяется климатической зоной, экономической целесообразностью, условиями распределения почв, их свойствами и составом. Пригодность нарушенных земель для использования в сельском хозяйстве определяется на основании: лабораторных исследований, проведения полевых и вегетационных опытов, наблюдений за самозарастанием.

Период биологического этапа рекультивации нарушенных земель устанавливают с учетом: мощности и качества нанесенного плодородного слоя почвы и потенциально-плодородных пород, биологических особенностей возделываемых культур и последующего хозяйственного использования рекультивируемых земель, условий увлажнения.

Продолжительность биологического этапа рекультивации составляет на землях с нанесенным плодородным слоем под сенокос - 4-6 лет;

Таким образом, на нашем участке 18 га, временным расположением вахтового поселка был нарушен 1 га земли. После окончания строительства, вывоза техники и сооружений, а также песчанно-гравийной смеси, нужно снять остатки песчанно-гравийной смеси и верхнюю часть плодородного слоя (в нашем случае 0,1м. из 0,3м.), так как верхний слой почвы был уплотнен, и вывезти на ближайший карьер.

1га = 10000м2. 10000м2 х 0,1м = 1000м3.

Также мы имеем 60м2 переуплотненной почвы, так как для подъезда к вахтовому поселку образовалась дорога. Уплотненная почва уменьшает скорость проникновения воды к корням растения. Кроме того, уплотненная почва уменьшает свободное пространство, необходимое для роста корней, из-за чего их рост останавливается. И если плохого дренажа, избытка воды, которая не может впитаться, и плохой аэрации недостаточно, чтобы убедить вас во вреде уплотненной почвы, то сильная эрозия заставит вас думать иначе. Вода, попадающая на поверхность почвы, стекает в другое место, так как твердая плотная почва не позволяет ей проникнуть внутрь.

Уплотненную почву необходимо разрыхлить, если есть необходимость, то также покрыть плодородным слоем почвы.

Далее наступает биологический этап рекультивации. Восстановление плодородия осуществляется путем внесения органических и минеральных удобрений, проведения необходимых мелиоративных мероприятий, посева различных сельскохозяйственных культур, применения специальных севооборотов и приемов агротехники.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
ВНИИСТ


ТРУБОПРОВОДОВ, ПРОДУКТОПРОВОДОВ, АММИАКОПРОВОДОВ
ГЛАВТРУБОПРОВОДСТРОЙ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ТРУБОПРОВОДОВ В ВОСТОЧНЫХ РАЙОНАХ
ГЛАВВОСТОКТРУБОПРОВОДСТРОЙ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРУБОПРОВОДОВ

ВСН 179-85

Миннефтегазстрой

Москва 1985

Настоящая Инструкция устанавливает новые методы рекультивации земель при строительстве магистральных трубопроводов.

Впервые предусматривается применение для рекультивации земель машин непрерывного действия, а также проведение работ по снятию плодородного слоя почвы в зимнее время года без предварительного рыхления мерзлых почв.

Инструкция предназначена для проектных и строительных организаций, занятых сооружением магистральных трубопроводов.

Инструкция разработана А.С. Шацким при участии А.И. Зиневича, К.И. Зайцева, А.И. Гальперина, Н.Т. Виленской, Х.М. Сайфулова, Э.Г. Амчеславского, В.А. Смирнова, Л.П. Семенова, Г.И. Карташева, С.И. Ларина (ВНИИСТ), Л.М. Куликова, В.А. Лысова (Главвостоктрубопроводстрой), Е.А. Подгорбунского, Р.М. Исмагилова (Главтрубопроводстрой), М.П. Гришаева, А.И. Ащеулова, В.А. Овчинникова (Минсельхоз), А.П. Иофинова (Башсельхозинститут).

Инструкция согласована Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР.

С введением в действие «Инструкции по рекультивации земель при строительстве трубопроводов» ВСН 179-85/Миннефтегазстрой утрачивает силу «Инструкция по рекультивации земель при строительстве магистральных трубопроводов» ВСН 2-59-75/Миннефтегазстрой, «Руководство по рекультивации земель при строительстве магистральных трубопроводов» (Р 204-75).

Замечания и предложения по настоящей Инструкции направлять по адресу: Москва, 105058, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ, отдел механизации-строительства.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция распространяется на технологию ведения земляных работ при строительстве линейной части и наземных объектов магистральных трубопроводов с применением новых технологических решений и новых технических средств непрерывного действия для выполнения работ по сохранению плодородия земель.

1.2. При разработке проектной документации по технологии и организации земляных работ следует руководствоваться настоящей Инструкцией, а также требованиями действующих стандартов, нормативных документов и рекомендаций [-].

1.3. Выполнение всего комплекса земляных работ, включая снятие плодородного слоя почвы и его возвращение, должно осуществляться поточно в соответствии с проектами организации и производства работ.

1.4. Предоставляемые во временное пользование земельные участки после окончания строительства трубопроводов должны быть восстановлены под те же виды угодий, какими они были до нарушения, путем выполнения технической и биологической рекультивации.

1.5. Биологической рекультивации подлежит площадь строительной полосы, подвергшаяся воздействию строительных машин и другим видам механического воздействия на почву. Она выполняется землепользователями. В настоящей Инструкции рассматриваются приемы технической рекультивации, выполняемой строителями трубопроводов.

1.6. Полоса отвода земель на лесных участках по окончании строительства должна быть очищена от пней, других древесных остатков и спланирована.

1.7. При производстве земляных работ необходимо применять способы и методы, исключающие эрозионные процессы (размыв, выдувание), оползневые явления, а также засоление, загрязнение, захламление или заболачивание земель.

1.8. Рекультивация строительной полосы после засыпки магистральных трубопроводов должна осуществляться в процессе строительства трубопроводов, а при невозможности этого - после завершения строительства в сроки, устанавливаемые органами, предоставляющими земельные участки в пользование в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами.

1.9. В проекте рекультивации земель в соответствии с условиями предоставления земельных участков в пользование и с учетом местных природно-климатических особенностей должны быть определены:

площади по трассе трубопровода, на которых необходимо проведение технической и биологической рекультивации;

объем снимаемого плодородного слоя почвы;

место расположения отвала для временного хранения снятого плодородного слоя почвы;

допустимое превышение нанесенного плодородного слоя почвы над уровнем ненарушенных земель;

объем и способы погрузки и вывозки лишнего минерального грунта после засыпки трубопровода;

стоимость работ по технической и биологической рекультивации.

1.10. Выполнение земляных работ должно осуществляться безопасными методами с соблюдением правил техники безопасности и производственной санитарии [-].

1.11. К производству земляных работ и рекультивации земель допускаются лица, прошедшие обучение; инструктаж и проверку знаний по технике безопасности в соответствии с ОСТ 102-78-83. ССБТ "Организация обучения рабочих безопасности труда. Общие положения".

1.12. Руководство земляными работами и работами по рекультивации земель, а также по обеспечению условий и требований охраны труда в специализированных управлениях возлагают на руководителей и главных инженеров этих управлений. В строительных истоках или на участках, где непосредственно выполняются работы, ответственность за соблюдение требований безопасности труда возлагают на начальников потоков, участков, прорабов и мастеров.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ ТРУБОПРОВОДОВ ДИАМЕТРОМ 820 ММ И МЕНЬШЕ

2.2. Одним проходом по оси траншеи роторным экскаватором ЭТР 254-05 снимают плодородный слой почвы с полосы шириной 3,5 м (рис. ). Техническая характеристика рекультиватора ЭТР 254-05 приведена в прил. .

2.3. Отвал почвы укладывают на полосу земляных работ (Б) на расстояние 5-7 м от края полосы рекультивации до середины отвала (рис. а).

2.4. Траншею разрабатывают перемещающимися по полосе, свободной от плодородного слоя почвы, экскаваторами (рис. б), марки которых в зависимости от диаметров сооружаемых трубопроводов приведены в прил. , .

2.5. После прохода строительного потока уложенный в траншею трубопровод засыпают, перемещая из отвала весь минеральный грунт бульдозером ДЗ-18, ДЗ-27 (рис. в). Технические характеристики бульдозеров приведены в прил. .

2.6. Избыток минерального грунта распределяют по полосе рекультивации продольным проходом бульдозера ДЗ-18, ДЗ-27 или автогрейдером ДЗ-40Б и уплотняют бульдозером. После выполнения этой операции полоса рекультивации должна представлять собой выемку с четко обозначенными краями (рис. в).

2.7. Возвращение плодородного слоя почвы выполняют бульдозерами ДЗ-18, ДЗ-27, перемещающими его из отвала хранения, распределяющими и выполняющими окончательную планировку продольными проходами (рис. г). Для планировки поверхности могут использоваться автогрейдеры любых марок, технические характеристики которых приведены в прил. .

2.8. Возвращение плодородного слоя почвы можно выполнять экскаватором ЭТР 254-05. В этом случае проход выполняют глубже основания отвала почвы, чтобы компенсировать потери почвы в гребнях, остающихся по бокам рабочего органа. Планировку этих гребней выполняют продольными проходами бульдозеров или автогрейдером.

4.1.1. Последовательность операций оптимальной технологии рекультивации приведена на рис. , .

4.1.2. Основное отличие этих технологических приемов от рассмотренных выше (рис. ) общих технологических схем рекультивации заключается в размещении отвала плодородного слоя почвы на полосе монтажных работ.

4.1.3. Снятие плодородного слоя почвы выполняют рекультиватором ЭТР 254-05 без удлинителя транспортера.

4.1.4. Планировку отвала плодородного слоя почвы осуществляют продольным проходом бульдозеров ДЗ-18, ДЗ-27 на ширину их рабочих органов.

Обязательное

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОТОРНЫХ ЗЕМЛЕРОЙНЫХ МАШИН

Наименование параметров

Марка траншейного экскаватора

Марка траншеезасыпателя ТР-351

ЭТР-231

П-337

(ЭТР-231)

ЭТР-253А

ЭТР-254

ЭТР 254-01

ЭТР 254-02

ЭТР 254-05

Размеры отрываемой траншеи, м:

глубина

ширина

1,25

1,8; 2,1

1,2; 1,5

3,5 *)

Мощность двигателя, кВт

Техническая производительность, м 3 /ч, в грунтах 1 категории

1200

1200

1200

1200

1200

Дальность перемещения грунта в отвал, м

5-14

3 *)

Рабочая скорость, м/ч

От 38 до 224

От 60 до 360

20-360

20-509 (32 скорости)

Транспортная скорость, км/ч

1,34-3,68

2,0-5,5

2,3-6,0

0,48-5,6

0,48-5,6

0,48-5,6

0,48-5,6

Габаритные размеры, мм:

длина

12800

12800

13400

13500

13500

13600

13500

8950

ширина

3220

3220

3700

4200

4200

4200

4200

4960

высота

4380

4380

5010

4350

4350

5200

4350

3650

Масса, кг

43000

41500

59800

41000

36000

43000

45000

35000

Удельное давление на грунт, МПа

0,065

0,063

0,09

0,067

0,063

0,069

0,071

0,081

*) При засыпке траншей.

Обязательное

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ

Наименование параметров

Марка экскаватора

ЭО-4221

ЭО-4121

ЭО-5122

НД-1500

Марка дизеля

А-01М

А-01М

ЯМЗ-238Г

8ДС81С

Мощность двигателя, кВт

Просвет под поворотной частью, м

1,25

0,942

1,06

1,15

Ширина гусеничного хода, м

2,93

3,105

Среднее давление на грунт при передвижении, МПа

0,018

0,065

0,083

0,068

Вместимость ковша, м 3

0,65-1,0

1,25-1,6

Глубина копания наибольшая, м

7,28

Масса, кг

22700

20900

36800

42600

Обязательное

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БУЛЬДОЗЕРОВ

Наименование параметров

Марка бульдозера

ДЗ-62

ДЗ-55

ДЗ-18

ДЗ-27

ДЗ-34С

Д-9Н

Д-155А

Д-355А

Д-455А

31Н

Тип бульдозера

Неповоротный

Поворотный

Неповоротный

Поворотный

Неповоротный

Мощность, кВт

Базовый трактор

ДТ-75

Т-4П

Т-100МГП

Т-130

ДЭТ-250М

Д-9Н

Д-155

Д-355

Д-455

Длина отвала, мм

2560

3700

3970

3200

4540

4090

4130

4320

4800

4800

Привод рабочего органа

Гидросистема трактора

Габаритные размеры с трактором, мм:

длина

4500

5130

5500

5400

7040

7080

6900

7400

8410

6930

ширина

2560

3700

3970

3200

4540

4090

4130

4300

4800

4800

высота

2500

2567

3040

3065

3180

2800

3640

4040

4350

3840

Масса с трактором, кг

8100

10500

13860

15710

31380

38200

33800

45430

68420

49380

Обязательное

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОГРЕЙДЕРОВ

Наименование параметров

Марка автогрейдера

ДЗ-40Б

ДЗ-31

ДЗ-14

ДЗ-14В

Мощность двигателя, кВТ

Размеры отвала с ножом, мм

длина

3040

3700

3700

4200

высота (по хорде)

Колея колес, мм:

передних

1850

2070

2250

2250

задних

1850

2000

2250

2250

Габаритные размеры, мм:

длина

6800

9300

10250

10300

ширина

2200

2650

2710

2710

высота

3030

3475

3650

3650

Масса автогрейдера, кг

8250

12340

18270

18600

Обязательное

Выписка из «Инструкции по производству работ при сооружении магистральных трубопроводов. Земляные работы» ВСН 2-130-81/Миннефтегазстрой

3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ПРИЕМКА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

3.1. Контроль качества земляных работ заключается в систематическом наблюдении и проверке соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям главы СНиП "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ" с соблюдением допусков, приведенных в .

3.2. Цель контроля - предупредить возникновение брака и дефектов в процессе производства работ, исключить возможность накопления дефектов, повысить личную ответственность исполнителей.

3.3. В зависимости от характера выполняемой операции (процесса) операционный контроль качества осуществляется непосредственно исполнителями, бригадирами, мастерами, прорабами или специальным контролером.

3.4. Приборы и инструменты (за исключением простейших щупов, шаблонов), предназначенные для контроля качества материалов и работ, должны быть заводского изготовления и иметь паспорта, подтверждающие их соответствие требованиям Государственных стандартов или технических условий, утвержденных в установленном порядке.

3.5. Выявленные в ходе контроля дефекты, отклонения от проектов и требований строительных норм и правил или технологических инструкций должны быть исправлены до начала последующих операций (работ).

3.6. Операционный контроль качества выполнения земляных работ должен включать:

проверку правильности переноса фактической оси траншеи с проектным положением;

проверку отметок и ширины полосы для работы роторных экскаваторов (в соответствии с требованиями проектов производства работ);

проверку профиля дна траншеи с замером ее глубины и проектных отметок, проверку ширины траншей по дну;

проверку откосов траншей в зависимости от структуры грунтов, указанной в проекте;

проверку толщины слоя подсыпки на дне траншеи и толщины слоя присыпки трубопровода мягким грунтом;

размер фактических радиусов кривизны траншей на участках поворота горизонтальных кривых.

3.7. Контроль правильности переноса оси траншеи в плане производят теодолитом с привязкой к разбивочной оси.

Расстояние от разбивочной оси до стенки траншеи по дну на сухих участках трассы должно быть не менее половины проектной ширины траншеи, эту величину не следует превышать более чем на 200 мм; на обводненных и заболоченных участках - более чем на 400 мм.

3.8. Фактические радиусы поворота траншеи в плане определяют теодолитом (отклонение фактической оси траншеи на криволинейном участке не должно превышать ±200 мм).

3.9. Соответствие отметок дна траншеи проектному профилю проверяют с помощью геометрического нивелирования. В качестве исходных берут отметки опорных реперов (при необходимости сеть реперов при выполнении разбивочных работ сгущается таким образом, чтобы расстояние от временного строительного репера до наиболее удаленной точки трассы не превышало 2-2,5 км). Нивелировку дна траншеи выполняют методами технического нивелирования. Фактическую отметку дна траншеи определяют во всех точках, где указаны проектные отметки в рабочих чертежах, но не реже 100, 50 и 25 м соответственно для трубопроводов диаметром до 300, 820 и 1020-1420 мм.

Фактическая отметка дна траншеи в любой точке не должна превышать проектную и может быть менее ее на величину до 100 мм.

3.10. Если проектом предусмотрена подсыпка рыхлого грунта на дно траншеи, то толщину выравнивающего слоя рыхлого грунта контролируют щупом, опускаемым с бермы траншеи. Толщина выравнивающего слоя должна быть не менее проектной (допуск на толщину слоя приведен в таблице).

3.11. Если проектом предусмотрена присыпка трубопровода мягким грунтом, то толщина слоя присыпки уложенного в траншею трубопровода контролируется мерной линейкой. Толщина слоя присыпки должна быть не менее 200 мм. Допускается, чтобы отклонение толщины слоя находилось в пределах, указанных в .

3.12. Отметки рекультивированной полосы контролируют геометрическим нивелированием. Фактическую отметку полосы определяют во всех точках, где в проекте рекультивации земель указана проектная отметка.

Фактическая отметка должна быть не менее проектной и не превышать ее более чем на 100 мм.

Допуски на производство земляных сооружений

Обязательное

ВЫПИСКА ИЗ "ОСНОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК"

Статья 7. Земля в СССР предоставляется в пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям, гражданам СССР.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, земля может предоставляться в пользование и иным организациям и лицам.

Статья 9. Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.

Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование.

Временное пользование землей может быть краткосрочным (до трех лет) и долгосрочным (от трех до десяти лет). В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков кратковременного или долгосрочного временного пользования.

Законодательством союзных республик по отдельным видам пользования землей может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования, но не свыше 25 лет.

Статья 10. Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения Исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.

Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьей настоящих Основ.

Земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, прежде всего должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, организациям, учреждениям.

Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, существующих трасс и т.д.

Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными организациями границ этого участка в натуре (на местности) и выдаче документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.

Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Формы актов устанавливаются советом Министров СССР.

Порядок оформления временного пользования землей устанавливается законодательством союзных республик.

Статья 11. Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они предоставлены.

В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование землепользователи имеют право в установленном порядке:

возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений; пользоваться сенокосами, пастбищами, и другими угодьями;

использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые; торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли.

Убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей.

Использование земель для извлечения нетрудовых доходов запрещается.

Землепользователи обязаны рационально и эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, не совершать на предоставленных им земельных участках действий, нарушающих интересы соседних землепользователей.

Предприятия, организации и учреждения разрабатывающие месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящие геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы на предоставленных им в пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, обязаны по миновании надобности в этих землях за свой счет приводить их в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях - в состояние, пригодное для использования их по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - после их завершения в сроки, устанавливаемые органами, предоставляющими земельные участки в пользование, в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами.

Предприятия; организации и учреждения, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья.

Предприятия, организации и учреждения, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых и торфа, а также проводящие другие работы, оказывающие отрицательные воздействия на сельскохозяйственные, лесные и другие угодья за пределами предоставленных в их пользование земельных участков, обязаны предусматривать и осуществлять мероприятия по предотвращению или максимально возможному ограничению указанных отрицательных воздействий.

Статья 16 . Изъятие земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики, либо решения Исполнительного комитета Соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Изъятие участков и земель, находящихся в пользовании колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, из земель, имеющих культурное либо научное значение, допускается лишь в случаях особой необходимости.

Изъятие орошаемых и осушенных земель, пашен, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, культурными пастбищами, а также сенокосами и пастбищами, на которых проведены работы по их коренному улучшению для несельскохозяйственных нужд, земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров союзной республики. Изъятие указанных земель в целях предоставления их во временное краткосрочное пользование для строительства трубопроводов, линий электропередачи и других линейных сооружений может производиться в необходимых случаях на основании постановления Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов.

Предприятия, организации и учреждения, заинтересованный в изъятии земельных участков для несельскохозяйственных нужд обязаны до начала проектных работ предварительно согласовать с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земель, место расположения объекта и примерные размеры намечаемой к изъятию площади.

Изъятие участков из земель, находящихся в пользовании колхозов, может производиться только с согласия общих собраний членов колхозов или собраний уполномоченных, а из земель, находящихся в пользовании совхозов, других государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций, учреждений союзного или республиканского подчинения, - по согласованию с землепользователями и соответствующими министерствами и ведомствами Союза ССР или союзных республик.

Полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений, называется полосой отвода . Она переедается в распоряжение дорожных организаций и изымается из ведения тех землепользователей, за которыми была закреплена до постройки дороги. В связи с высокой народнохозяйственной ценностью земель, пригородных для сельскохозяйственного использования и лесного хозяйства согласно нормам отвода земель для авто дорог ширину отводимой полосы земли ограничивают фактическими границами земляного полотна, увеличенными с каждой стороны на 1 м.

При строительстве дорог на орошаемых или осушенных землях, а также землях занятыми садами, не разрешается устраивать боковые резервы и кавальеры. В случаях когда не возможно заложить в стороне от дороги грунтовые карьеры для отсыпки насыпи, в порядке исключения отводят во временное пользование полосу для закладки неглубоких резервов с тем, чтобы при строительстве дороги был сохранен плодородный гумусный слой. После отсыпки насыпи резерв должен быть выровнен, покрыт растительным грунтом и приведен в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве. При современных методах механизированного строительства дорог нельзя обеспечить выполнение работ, ограничиваясь шириной самой дорожной полосы. Необходимы места для размещения удаленного растительного грунта, устройство временных дорог для перевозки материалов во время перестройки дорог. Для этой цели в распоряжение строителей временно выделяют дополнительные площади, которые по окончании работ должны быть возвращены землепользователям в состоянии, пригодном для сельскохозяйственных работ.



Таким образом, средняя ширина полосы отвода в зависимости от категории дороги колеблется от 63 до 21 м на плодородных сельскохозяйственных угодьях и от 74 до 33 м – на землях, не пригодных для сельского хозяйства.

Рекультивация земель

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на

восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности

нарушенных и загрязненных земель, а также на улучшение условий

окружающей среды.

Вопросы рекультивации земель сравнительно недавно стали обязательными элементами проекта организации строительства дорог. Все работы по рекультивации проводят в два этапа: технический и биологический.

Техническая рекультивация выполняется непосредственно в процессе выполнения земляных работ или сразу же после освобождения временно занимаемых земель. Она включает снятие и хранение плодородного слоя почвы, вертикальную планировку нарушенных земель, откосов, мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии, нанесению плодородного слоя почвы и т.п. Все эти работы не отличаются особой спецификой и поэтому выполняются организацией, строящей дорогу.

Биологический этап включает агрохимические мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель, а также непосредственное возвращение земель к первоначальному виду, Эти работы отличаются большой специфичностью и зависят от назначения рекультивируемых земель (пашня, лесопосадки, выгоны). Биологическую рекультивацию выполняют землепользователи за счет средств предприятий, организаций и учреждений, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова.

На основе общих требований по восстановлению плодородия земель с учетом способов обработки почв и процесса роста сельскохозяйственных культур и других растений установлены следующие требования к рекультивируемым территориям.

1. Поперечные уклоны восстанавливаемых рекультивацией земель должны обеспечить устойчивость земли против водной эрозии. Для большинства разновидностей почв допускаемым уклоном рекультивации iq можно принимать iq < 100‰ при ширине рекультивируемой полосы 10...30 м. При рекультивации под пастбища и сенокосы допускается уклон рекультивации до 20...40‰, при рекультивации под водоем допускается заложение откоса - 1:4.

2. Равенство урожайности приведенной рекультивированной земли и основного поля. Основным показателем этого требования является толщина плодородного слоя hn, которая должна быть не меньше толщины плодородного слоя почвы основного поля h0.

3. Максимальное удобство обработки земель под все виды

сельскохозяйственных культур всеми видами сельскохозяйственных машин.

4. Соблюдение условий водно-теплового режима земляного полотна.

На основе накопленного дорожными организациями опыта перечень работ по рекультивации нарушенных земель включает следующее:

подготовка поверхности для снятия растительного слоя (удаление кустарника, пней, камней и др.);

Снятие плодородного слоя почвы;

Погрузка и транспортировка плодородного грунта на рекультивируемую поверхность;

Уположивание рекультивируемой поверхности с таким расчетом, чтобы была возможность провести биологическую рекультивацию;

Внесение удобрений, посев многолетних трав, кустарников, деревьев.

Для выполнения работ рекультивации могут быть использованы различные типы землеройно-транспортных машин. Наиболее благоприятным периодом для выполнения работ является весенне-летний период.

В равнинной и слабо пересеченной местности рекультивацию земель, занятых боковыми резервами, осуществляют по дуге параболы и касательной к ней линии допустимого уклона, что наиболее просто выполнить в процессе возведения земляного полотна бульдозером или автогрейдером (рис. 9.6.1).

Рис. 9.6.1. Поперечное сечение рекультивированного притрассового бокового резерва

Рекультивацию притрассовых боковых резервов глубиною более 1,0 м можно производить по одной из предлагаемых схем:

Засыпкой привозным инертным материалом с последующей укладкой на него плодородного слоя почвы (рис. 9.6.2., а);

Уположение внешнего откоса резерва с использованием грунта с прилегающей к резерву территории (рис. 9.6.2, б).

Рис. 9.6.2. Схемы рекультивации притрассовых боковых резервов: а - засыпка привозным материалом; б - уположение внешнего откоса

Техническую рекультивацию сосредоточенных карьеров и резервов производят по схемам, аналогичным при рекультивации притрассовых боковых резервов, т.е. путем засыпки выработанного пространства материалами отвалов вскрыши или выполаживанием откосов выработки. При сельскохозяйственном направлении рекультивации плодородный слой почвы лучше укладывать не сразу после засыпки карьера, а после использования спланированной территории под сенокосы или пастбища в течение двух-трех лет. При этом перед укладкой плодородного слоя почвы должно быть проведено рыхление или вспашка спланированной поверхности. Толщина плодородного слоя почвы должна быть не менее 20...50 см, если рекультивируемая территория будет использоваться под пашню.

Заполнение выработанного пространства карьеров можно производить также промышленными и бытовыми отходами с последующей засыпкой отходов плодородной почвы толщиной не менее 10 см. Создание растительного покрова производится посевом многолетних трав.

Охрана природы.

При строительстве автомобильной дороги необходимо учитывать требования защиты окружающей среды. Постройка дороги вносит большие изменения в экологическое равновесие природы и хоз. жизнь района ее проложения. Изъятие земель и нарушение границ угодий может нарушить сложившуюся систему севооборотов и принести большой ущерб сельскому хозяйству. Прорезая большие лесные массивы просеками, дороги меняют условия жизни населяющих их животных. Неожиданно выбежав на дорогу животные могут стать причиной аварий. В ряде случаев дорогу в лесных массивах приходиться ограждать высокими изгородями, а для животных устраивать под насыпями места для проходов. Непродуманно проводимые при постройке дороги земляные работы могут нарушать красоту природных ландшафтов расположенными в неудачных местах грунтовыми карьерами и резервами. При невозможности избежать этих работ следует устраивать маскировки неудачных обезображенных строительством мест посадками растительности.

Дорога привлекает к себе большое количество людей, потому при ее проектировании следует предусмотреть возможность осмотра открывающихся природных ландшафтов и достопримечательных мест.

Технология строительства сооружений, регулирующих водно-тепловой режим земляного полотна, водонепроницаемых, дренирующих, капиллярно-прерывающих прослоек и водоотводные сооружения, а также глубоких дренажей для перехвата и понижения уровня грунтовых вод.

Регулирование водно-теплового режима земляного полотна

Методы регулирования водно-теплового режима земляного полотна можно разделить на четыре основные группы. К первой группе следует отнести мероприятия по ограничению увлажнения земляного полотна поверхностными и грунтовыми водами: защиту его в процессе строительства, отвод воды с обочин и их укрепление, осушение разделительной полосы и полосы отвода, обеспечение минимального возвышения низа дорожной одежды над уровнем поверхностных и грунтовых вод путем устройства насыпей или понижения уровня грунтовых вод, устройство паро- и гидроизолирующих слоев, капилляропрерывающих прослоек, электро- и химические методы, а также уплотнение грунтов. Вторая группа включает мероприятия по замене и улучшению грунтов: устройство верхней части насыпи из непучинистых или слабопучинистых грунтов, морозозащитные слои, улучшение зернового состава грунтов и обработку их вяжущими. Третья группа объединяет мероприятия по отводу воды из дорожной одежды, включая устройство дренирующих слоев и"прослоек, дренажи мелкого заложения. В четвертую группу входят мероприятия, регулирующие тепловой режим земляного полотна путем устройства теплоизоляционных слоев.

В ходе строительства дорог связные грунты подвергаются погодным воздействиям, в результате может наблюдаться высыхание и трещинообразование в сухой период, переувлажнение, набухание и уменьшение несущей способности грунтового основания в дождливый период. В последнем случае образуются неровности на поверхности земляного полотна при строительстве дорожной одежды, что затрудняет водоотвод из дренирующего слоя во время эксплуатации дороги. Чтобы защитить земляное полотно от переувлажнения, в процессе строительства организуют отвод поверхностной воды и укладывают защитные слои: пленки полимерные, битумные и др. Наиболее распространены мероприятия по водоотводу, которые включают устройство нагорных и водоотводных канав, планировку резервов, выемок, полотна дороги и т. д. В этом отношении представляет интерес практика отвода воды, принятая во Франции, где в течение всего периода строительства земляное полотно планируют с уклоном около 100 промиль.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Португалия и др.) укладывают защитные слои: полимерные пленки, грунт, укрепленный известью или цементом, битумные пленки и т. д. В США, Канаде, ФРГ, во Франции и в ряде других стран широко применяют укрепление обочин и устройство лотков для сбора и отвода воды с проезжей части, чтобы уменьшить приток атмосферных осадков в земляное полотно в процессе эксплуатации дороги. Поперечный уклон обочин делают от 20 до 80 промиль исходя из типа укрепления (за пределами краевой полосы) обочин, наличия стока воды с проезжей части на обочину и условий безопасности движения. Поперечный уклон грунтовой части обочин у бровки земляного полотна достигает 120 промиль. До сравнительно недавнего времени практически не было данных о влиянии таких мероприятий на водно-тепловой режим земляного полотна в условиях СССР. Поэтому до введения СНиП 5-72 поперечные уклоны обочин назначались равными 25-40 промиль только с учетом типа покрытия. Не было ясно, улучшает или ухудшает тот или иной тип укрепления водно-тепловой режим земляного полотна.

технология строительства сооружений,водонепроницаемых, дренирующих, капиллярно-прерывающих прослоек

При высоком уровне грунтовых вод для повышения устойчивости земляного полотна в теле насыпи устраивают водонепроницаемые или капилляропрерывающие прослойки.

Водонепроницаемые прослойки укладывают на всю ширину земляного полотна или, в целях экономии материалов, на ширину проезжей части с превышением ее с каждой стороны на 0,5 м.

При насыпях высотой менее 1,0 м водонепроницаемый слой устраивают на уровне подошвы насыпи путем укрепления местного грунта органическими вяжущими материалами (жидкие битумы класса МГ, СГ вязкостью 25/40, битумными эмульсиями и др.) (рис. 2.3.1). На высоких насыпях водонепроницаемую прослойку можно устраивать на глубине 0,6...1,0 м от бровки земляного полотна. Кроме обработки местного грунта, водонепроницаемую прослойку можно устраивать из битумной пасты или шлама толщиной 3,0...3,5 см.

Рис. 2.3.1. Конструкции водонепроницаемых прослоек:

а) при высоте насыпи менее 1 м с использованием в качестве водонепроницаемой прослойки грунта, укрепленного органическим вяжущим материалом; б) при высоте насыпи более 1 м с использованием в качестве прослойки синтетической пленки:

1 - покрытие; 2 - основание; 3 - песчаный грунт; 4 - грунт, укрепленный органическим вяжущим материалом; 5 - синтетическая пленка; 6 - уровень грунтовых вод; 7 - укрепленная обочина

В настоящее время в дорожном строительстве широкое распространение в качестве водонепроницаемой прослойки получило использование синтетической пленки из полиэтилена, поливинилхлорида и на основе полиизобутилена. Полимерные пленки промышленность выпускает шириной от 2,4 до 12,0 м и толщиной от 0,1 до 2,0 мм. Чем шире пленка, тем меньше трудовые затраты на сварку или склейку полотнищ и выше качество. Чем больше толщина пленки, тем она надежнее.

Технологический процесс укрепления грунта органическим вяжущим материалом заключается в разрыхлении и измельчении грунта подошвы насыпи на глубину 5...10 см, розливе вяжущего из расчета 2...3 л/м2, перемешивания грунта с вяжущим, разравнивания и уплотнении катками на пневматических шинах.

Рабочие операции по строительству водонепроницаемой прослойки с использованием синтетической пленки включают: планировку и уплотнение земляного полотна, распределение полотен синтетической пленки, доставку грунта, надвижку его на пленку, уплотнение грунта и строительство последующих слоев дорожной одежды.

Капилляропрерывающие прослойки располагают в насыпях на всю их ширину на глубине 1 м от бровки земляного полотна. Назначение таких прослоек - создать преграду для подъема капиллярной воды (рис. 2.3.2). Капилляропрерывающие прослойки устраивают из щебня или гравия фракции 5... 10 мм толщиной 20...40 мм. Сверху и снизу капилляропрерывающей прослойки располагают противозаиливающие слои из топочных шлаков, высевок фракции от 0,1 до 5 мм, геотекстиля толщиной 3,0...5,0 мм и других местных материалов, не подвергающихся гниению.

Рис. 2.3.2. Конструкция водонепроницаемой прослойки:

1 - дорожная одежда; 2 - грунт земляного полотна; 3 - противозаиливающие прослойки; 4 - капилляропрерывающая прослойка; 5 - уровень грунтовых вод; 6 - зона капиллярной воды; 7 - зона свободной воды

Строительство капилляропрерывающих прослоек состоит из следующих технологических процессов: устройство нижней части земляного полотна с поперечным уклоном не менее 30‰ и коэффициентом уплотнения грунта не менее 0,98; строительство нижнего противозаиливающего слоя; распределение капилляропрерывающего материала; устройство верхней противозаиливающей прослойки; вывозка и надвижка грунта для верхней части насыпи с послойным уплотнением катками на пневматических шинах.

В результате строительства водонепроницаемых и капилляропрерывающих прослоек достигают сохранения грунтов в верхней части земляного полотна с пониженной влажностью. Это обеспечивает устойчивость земляного полотна и предохраняет дорожную одежду от преждевременного разрушения. За счет повышения модуля упругости грунта верхнего слоя можно уменьшить толщину конструктивных слоев дорожной одежды.

Устройство водоотводных сооружений

Наиболее распространенными искусственными сооружениями на автомобильных дорогах являются водопропускные трубы, стоимость которых нередко достигает 15 % от общей стоимости дороги. В настоящее время на дорогах устраивают сборные круглые железобетонные трубы из звеньев длиной 1,0 м с внутренним диаметром 0,75...2,0 м. Гораздо реже применяют прямоугольные из звеньев длиной 1,0 м отверстием 1,0...4,0 м.

В зависимости от расхода водотока устраивают одно- и многоочковые трубы. Применение сборных труб обеспечивает сокращение продолжительности, снижение стоимости и повышение качества строительства. Монолитные трубы допускаются только в отдельных труднодоступных районах строительства.

Изготовление элементов сборных железобетонных труб состоит из следующих операций: заготовка арматурных стержней, изготовление сеток, сборка арматурных каркасов; изготовление, сборка, смазка, разборка и очистка опалубки; укладка и уплотнение бетонной смеси; отделка и пропаривание смеси.

Звенья труб изготавливают на заводах или полигонах, обслуживающих строительство автомобильной дороги. От полигона (завода) или ближайшей железнодорожной станции их доставляют к месту постройки трубы автомобилями или тракторами на прицепах.

В подготовительный период устраивают временные дороги, расчищают и планируют территорию строительной площадки, отводят существующее русло водотока при необходимости, устраивают защитные ограждения от паводков.

Строительную площадку (рис. 2.4.1) устраивают в соответствии с технологическим процессом постройки трубы. Особое внимание при этом обращают на расположение монтажного крана, который должен обслуживать, возможно, большую площадь. На площадку доставляют и устанавливают бетономешалку, электростанцию, битумоварочный агрегат и другие машины и оборудование.

Рис. 2.4.1. План строительной площадки трубы:

1 - склад блоков оголовков; 2 - склад блоков фундаментов; 3 - склад лекальных блоков; 4 - путь движения крана; 5 - склад звеньев трубы; 6 - контейнер с цементом; 7 - бетоносмеситель; 8 - бак для воды; 9 - электростанция; 10 - склад щебня; 11 - склад песка

При перевозке в кузовах автомобилей или прицепах звенья укладывают горизонтально (на бок) или устанавливают вертикально (стоя). Перевозка звеньев круглых труб в вертикальном положении в пересеченной местности и по грунтовым дорогам безопаснее, чем в горизонтальном. При перевозке в горизонтальном положении звенья необходимо надежно закрепить на транспортных средствах, подкладывая под них деревянные подкладки, которые для надежности надо прибить гвоздями к полу кузова. При перевозке звеньев в горизонтальном положении упрощаются и ускоряются погрузочно-разгрузочные работы, тогда как перевозка в вертикальном положении требует дополнительной операции переворачивания звеньев при выгрузке.

Разгрузку элементов труб проводят кранами. Сбрасывать элементы с автомобиля запрещается. В случае производственной необходимости разрешается перекатывание круглых звеньев, но только по горизонтальной поверхности. При этом рабочие должны находиться сзади перекатываемого звена.

Доставленные на строительную площадку элементы труб укладывают вдоль котлована трубы, оставляя берму шириной не менее 4,0 м для проезда крана. Все элементы доставляют на объект, как правило, до начала монтажа тубы. Порядок раскладки элементов принимают в соответствии с технологической последовательностью монтажа трубы.

Разработку котлована начинают непосредственно перед устройством фундамента. Рытье котлована шириной до 3,0 м осуществляют экскаваторами, а при ширине котлована более 3,0 м и отсутствии грунтовых вод - бульдозерами.

При продольной разработке котлована бульдозером отвалы грунта устраивают по сторонам лога, не допуская накопления воды у котлована. Дно котлована окончательно зачищают, планируют и при необходимости уплотняют. Основание без фундаментных труб устраивают при благоприятных геологических условиях. В этом случае на дне котлована устраивают основание из щебня и гравия с уплотнением пневматическими или электрическими трамбовками. Верх основания устраивают с учетом уклона и строительного подъема трубы.

Фундаменты из бетонных блоков устраивают при неблагоприятных геологических условиях. Блочный фундамент монтируют стреловым краном, грузоподъемность которого соответствует максимальной массе блока и вылета стрелы. Сначала собирают фундаменты оголовков до уровня подошвы фундаментов секций трубы. Затем скосы котлована, устраиваемые в местах сопряжения более глубоких котлованов оголовков с подошвой котлована под секции трубы, заполняют щебнем с заливкой цементным раствором или песчано-гравийной смесью слоями 10...15 см с тщательным уплотнением трамбованием.

После этого собирают по направлению от выходного оголовка к входному блоку фундамента под тело трубы. Блоки укладывают на слой цементного раствора толщиной 1...2 см по уровню и с перевязкой швов. Разница соседних блоков по высоте не должна превышать 10 мм.

После окончания сборки и приемки фундамента пазухи между стенками котлована и фундамента засыпают грунтом. Засыпку производят одновременно с обеих сторон фундамента горизонтальными слоями толщиной 15...20 см с послойным уплотнением.

Монолитные бетонные фундаменты устраивают только в тех случаях, когда вблизи строящегося объекта имеется возможность получить готовую цементобетонную смесь.

Оголовки труб собирают краном по монтажным схемам. Сборку оголовков труб устраивают в следующей последовательности: сначала устраивают песчано-гравийное (щебеночное) основание и на него укладывают фундаментные плиты, далее устраивают фундаменты под звенья оголовков и засыпают грунтом скосы котлованов, устраивают откосные крылья. После этого при сборке оголовков круглых труб устанавливают лекальные блоки и конические звенья (рис. 2.4.2, а), при сборке прямоугольных труб - повышенные или нормальные прямоугольные звенья (рис. 2.4.2, б).

Рис. 2.4.2. Последовательность (I...III) сборки оголовков труб:

а - круглой железобетонной; б - прямоугольной железобетонной:

1 - гравийно-песчаное основание; 2 - фундаментные плиты; 3 - портальная стенка; 4 - фундамент; 5 - откосные крылья; 6 - засыпка котлована; 7 - бетонный лоток; 8 - засыпка скоса котлована; 9 - лекальный блок; 10 - коническое звено; 11 - железобетонные плиты; 12 - прямоугольные звенья

Элементы оголовков устанавливают в проектное положение на слой цементного раствора. После окончания сборки оголовка котлован между откосными крыльями послойно засыпают грунтом и тщательно уплотняют. Лотки устраивают из цементобетонной смеси не ниже класса В, 12,5 толщиной 15...20 см на щебеночном или гравийном основании, толщиной 30 см.

Сборку труб начинают со стороны выходного оголовка, последовательно укладывая все элементы в направлении входного. В том случае, когда элементы (блоки) сборного оголовка имеют перевязки с блоками фундамента, оголовок нужно монтировать одновременно с фундаментом. После установки всех элементов оголовка можно начинать монтаж тела трубы по раскладочной схеме, входящей в состав рабочих чертежей трубы на конкретный объект. Последовательность сборки секций труб с блочным и монолитным фундаментом показана на рис. 2.4.3. .

Рис. 2.4.3. Последовательность (I...III) сборки секций труб:

а - с блочным фундаментом; б - с монолитным фундаментом;

1 - гравийно-песчаная (щебеночная) подготовка; 2 - фундамент; 3 - лекальные блоки; 4 - звенья; 5 - опалубка; 6 - бетонный фундамент; 7 - деревянные подкладки; 8 - цементно-песчаный раствор

Положение устанавливаемых звеньев в плане и профиле контролируют по их внутренней поверхности. Зазоры между торцами звеньев не должны превышать проектные более чем на ±5 мм.

При установке круглых звеньев на фундамент без применения сборных лекальных блоков зазор между нижней образующей звена и плоской поверхностью фундамента обеспечивают деревянными прокладками. Звенья укладывают на предварительно уложенный слой пластичной бетонной смеси, обеспечивая этим плотное опирание звеньев.

Швы между круглыми и прямоугольными звеньями должны соответствовать проектным размерам, и после окончания сборки все должны быть снаружи и изнутри плотно заполнены жгутами из пакли, пропитанной битумом или литыми резиновыми жгутами. Жгуты, поставленные с внутренней стороны, должны быть утоплены в шов на 2...3 см.

После сборки всей трубы наружные ее поверхности, соприкасающиеся с грунтом насыпи, покрывают гидроизоляцией. Двухслойную обмазочную битумную гидроизоляцию наносят кистями. Стыки сборных элементов оклеивают полосами оклеечной гидроизоляции из пергамента и гидроизола, а швы между элементами зачеканивают цементным раствором или полимерными герметиками.

Водопропускные трубы засыпают грунтом после их освидетельствования и приемки. Засыпка труб состоит из следующих операций: заполнение грунтом пазух между стенками котлована и фундамента; устройство уплотненной грунтовой призмы по бокам трубы; возведение земляного полотна дороги над трубой до проектной отметки.

Технология строительства дренажной сети для понижения уровня грунтовых вод.

Дренажи для перехвата или понижения УГВ.

Технология строительства следующая:

1. Снятие дерна на полосе дренажа.

2. Отрывка траншеи начинается от места выпуска воды

3. Укладка подушки

4. Укладка труб

5. Засыпка труб дренирующими материалами.

6. Укладка глинистого слоя и уплотнение его.

7. Укладка дерна или растительного слоя.

При строительстве земляного полотна на участке с близко расположенными грунтовыми водами устраивают дренажи для понижения уровня воды. Дренажи располагают под канавами. Строительство дренажа возможно как до строительства ЗП так и после, однако это необходимо сделать в один строительный сезон, во избежание разуплотнения грунта из за пучения зимой. Часто невозможно уплотнение грунта в верхней части ЗП при близком УГВ тогда дренажи необходимо строить до возведения ЗП.

При строительстве дренажа: из за грунтовых вод возможно обрушение стенок, поэтому иногда требуется дополнительные работы а именно: до начала рытья траншей устанавливаются иглофильтры, по которым откачивают воду.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ПОЛОСЫ ОТВОДА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по технической рекультивации нарушенных земель вдоль трассы магистрального газопровода, построенного при подземной прокладке.

Рис.1. Техническая рекультивация нарушенных земель

1.2. Рекультивация нарушенных земель - это комплекс работ, направленный на восстановление продуктивности, хозяйственной ценности и улучшений условий окружающей среды для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивацию земель выполняют в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель. Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.

1.3. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по технической рекультивации нарушенных земель рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.4. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.5. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по технической рекультивации нарушенных земель с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.6. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов по технической рекультивации нарушенных земель. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности технической рекультивации нарушенных земель решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.7. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по технической рекультивации нарушенных земель, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III температурной зоне

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по технической рекультивации нарушенных земель.

2.2. Работы по технической рекультивации нарушенных земель выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

(11,0-1,0)х(1-0,06)=9,4 час

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих - 10 мин через каждый час работы.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при технической рекультивации нарушенных земель, входят:

- планировка поверхностей откосов валика обваловки траншеи;

- нанесение плодородного, почвенно-растительного слоя;

- планировка и уплотнение плодородного слоя.

2.4. При устройстве съезда в качестве основных материалов используются раструбные железобетонные трубы ТБ 60.5-3 длиной 5,0 м, отверстием 0,6 м, отвечающие требованиям ГОСТ 6482-88*, и щебень фракции 40-70 мм , М 800, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 .
________________
* ГОСТ 6482-88 отменен на территории РФ с 01.01.2013 с введением в действие ГОСТ 6482-2011 . - Примечание изготовителя базы данных.


2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном с бульдозером Б170М1.03ВР (на базе Т-170, емкость отвала 4,28 м) в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Бульдозер Б170М1.03ВР

2.6. Работы по технической рекультивации нарушенных земель следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84*. Геодезические работы в строительстве;
________________
* СНиП 3.01.03-84 признан недействующим с 01.01.2013 с введением в действие СП 126.13330.2012 "Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" . - Примечание изготовителя базы данных.


- СНиП 3.02.01-87*. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
________________
* СНиП 3.02.01-87 признан недействующим с 01.01.2013 с введением в действие СП 45.13330.2012 "Земляные сооружения, основания и фундаменты. - Примечание изготовителя базы данных.


- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по технической рекультивации нарушенных земель необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение строительно-монтажных работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Работы технического этапа рекультивации земель рекомендуется производить в ходе строительства газопровода, а при невозможности этого - не позднее, чем в течение года после завершения работ.

3.4. Работы по озеленению территорий следует производить в зависимости от климатических условий районов. Для III температурной зоны начало посева трав 20 мая окончание 20 сентября. Нанесение плодородного слоя почвы следует производить в теплое время года и при нормальной влажности грунта. При ливневых и затяжных дождях эту работу производить не рекомендуется.

3.5. В целях предотвращения деформаций поверхности рекультивационного слоя на участках с большими объемами насыпи планировку поверхности следует предусматривать в два этапа: сначала общую (первичную) и через один-два года - вторичную (окончательную).

3.6. Чтобы предотвратить уплотнение грунта и ухудшение водно-физических свойств при ведении основных планировочных работ, перед нанесением плодородного слоя почвы рекомендуется предусматривать вспашку спланированной поверхности.

3.7. Рекультивируемые участки, расположенные на склонах с большой площадью водосбора, должны быть защищены от стока талых и ливневых вод нагорными канавами. Поперечные сечения канав принимают трапецеидальными. В легко размываемых грунтах необходимо предусматривать укрепление дна и откосов канавы.

(В развитие Инструкции BCH 2-59-75)

&£ а и

/и-ЪлрсЬим/ ^4>с н ели луг*/

СЮры* и*си * у

Москва 1976

Приложение 4


Министерство строительства предприятий нефтяной и гввовой промышленности

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов

СОГЛАСОВАНО:

Госстрой СССР Минсельхоз СССР Гослесхоз СССР

ИНСТРУКЦИЯ

ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ

ТРУБОПРОВОДОВ

ВСН 2-59-75 Миннефтегазстрой

ЦНТИ ВНИИСТа

Москва 1975

РУКОВОДСТВО

по рекультивации земель при строительстве магистральных трубопроводов

(В развитие Инструкции ВСН 2-59-75)

Редактор И.Р.Беляева Корректор А.А.Аорошева

Технический редактор Т.В.Беренева

д-77349 Подписано в печать 24.1.76гЛормат 60x84/16 Печ.л. 2,75 Учтизд.л. 1,8 Усл.печ.д. 2,5

Тираж 1000 зкз. Цена 18 коп. Заказ 29

Ротапринт ВНИИСТа

УДК 622.692 Л7

Инструкция предназначена дня организаций, ведущее работы по строительству магистральных трубопроводов.

В разработке Инструкции принимали участие сотрудники ВНИИСТа: кандидаты техн.наук Ментю-ков В.П., Карпенко Н.П., Аникин Е.Л., инженер Подорожный Г.А. и сотрудник Инннефтегаастроя Каиков И.В.

"vC " Центр научно-технической инфорнации Всесоюзного научно-исследовательского института по строительству магистральных трубопроводов (ЦНТИ ВНИИСТа), 1975

ВСН 2-39-75 Миннефтегазстро й


Инструкция по рекультивации земель при строительстве магистралььых трубопроводов


Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности


Разработана


I, Настоящая Инструкция разработана в соответствии с "Основными положениями по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ", утвержденными ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР 30 июня 1971 г.и распространяется на работы по рекультивации земель, нарушенных при строительстве магистральных трубопроводов.

При составлении проектов производства работ по рекультивации земель следует руководствоваться также положениями следующих документов:

"Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик";

СН **52-73 "Нормы отвода земель для магистральных трубо -проводов";

СНиП Ш-Д. Ю-72 "Магистральные трубопроводы* Правила производства и приемки работ".

2* Приведение земель, предоставленных во временное пользование для строительства магистральных трубопроводов, в состояние, пригодное для использования по назначению, произво -дится в соответствии с разрабатываемым проектной организацией проектом рекультивации земель. Указанный проект входит в состав технического (техно-рабочего) проекта на строительство трубопровода. Стоимость работ, предусмотренных указанным проектом, включают в сводную смету строительства.

Срок введения j ^Февраля


Внесена \ ВНИИСТом!


Рекультивация земель при строительстве магистральных трубопроводов заключается в снятии плодородного слоя почвы до начала строительных работ, транспортировке его к месту временного хранения и нанесении его на восстанавливаемые земли после окончания строительных работ.

3. В проекте рекультивации земель в соответствии с уело -виями предоставления земельных участков в пользование и с учетом местных природно-климатических^ особенностей должны быть определены:

границы угодий по трассе трубопровода, в которых необходимо проведение рекультивации;

толщина снимаемого плодородного слоя почвы по каждому участку, подлежащему рекультивации;

ширина зоны рекультивации в пределах полосы отвода;

место расположения отвала для временного хранения снятого плодородного слоя почвы;

способы снятия, транспортировки и нанесения плодородного слоя почвы;

допустимое превышение нанесенного плодородного слоя почвы над уровнем ненарушенных земель;

объемы и методы погрузки и вывозки лишнего минерального грунта, а также его отсыпки в указанные для этого места;

методы уплотнения разрыхленного минерального грунта и плодородного сдоя почвы после засыпки трубопровода.

4. Работы по снятию, транспортировке и нанесению плодородного слоя почвы производят силами строительной организации. Работы по восстановлению плодородия почв (внесение удобрений, вспашка и другие сельскохозяйственные работы), если они предусмотрены проектом рекультивации, производят силами землепользо -вателей за счет средств, предусмотренных сметой к проекту.

Все работы по рекультивации земель должны выполняться в пределах строительной полосы, установленной табл.1 "Норм отвода земель для магистральных трубопроводов" (СН 432-73).

Минимальная ннрина полосы, с которой снимают плодородный слой почвы, должна равняться ширине траншеи по верху плюс 0,5 м в каждую сторону.

5. Проект рекультивации земель согласовывается со всеми землепользователями: совхозами, колхозами, лесохозяйственными

организациями и органами государственного контроля за использованием земель, а такие с организациями, осуществляющими строи -тельство магистрального трубопровода.

6. При разработке проекта рекультивации земель для магистрального трубопровода, прокладываемого параллельно действующему, проектная организация должна определить фактическое положение

в плане, глубину залегания и техническое состояние действующего трубопровода и разработать проектные решения, обеспечиваю -щие его сохранность и безопасность производства работ.

7. При строительстве магистрального трубопровода параллельно действующему трубопроводу эксплуатирующая организация до начала работ должна обозначить на местности расположение оси действующего трубопровода, определить и обозначить специальными предупредительными знаками опасные места (места утечек транс -портируемого продукта, участки недостаточного заглубления и участки трубопровода, находящиеся в неудовлетворительном состоянии).

В период производства работ вблизи действующих трубопро -водов или на пересечении с ними необходимо присутствие представителей эксплуатирующей организации.

8. В теплое время года снятие плодородного слоя почвы и его перемещение в отвал следует производить бульдозерами: продольно-поперечными ходами при толщине слоя до 20 см и поперечными при толщине слоя более 20 см. При толщине плодородного слоя до 10-15 сн рекомендуется применять автогрейдеры.

9. Снятие плодородного слоя почвы производят на вою толщину по возможности за один проход, снятие плодородного сдоя за несколько проходов допускается как исключение. Во всех случаях нельзя допускать^ смешивания плодородного слоя почвы с минеральным грунтом.

10. Лишний минеральный грунт, образованный в результате вытеснения объема после укладки трубопровода в траншею, шкет быть равномерно распределен и спланирован на полосе снятого плодородного сдоя почвы (перед нанесением последнего) либо вывезен в места, указанные в проекте и согласованные с органами, предоставляющими земельные участки в пользование.

Вывозка лишнеге минерального грунта может осуществляться по двум схемам:

а) после засыпки траншеи минеральный грунт бульдозером или автогрейдером равномерно о валиком над траншеей распреде -ллют по полосе, подлежащей рекультивации, затем после уплотнения производят срезку грунта скреперами на требуемую глубину (с таким расчетом, чтобы обеспечить допускаемое превышение уровня наносимого плодородного слоя почвы над поверхностью ненарушенных земель), а затем минеральный грунт транспортируют в специально указанные в проекте места;

б) минеральный грунт после разравнивания и уплотнения срезают и перемещают бульдозером вдоль полосы и укладывают в целях повышения эффективности его погрузки на транспорт в специальные бурты высотой до 1,5-2 м (объемом до 150-200 м 3), откуда его одноковшовыми экскаваторами либо одноковшовыми фронтальными погрузчиками грузят в автосамосвалы и вывозят в специально ука -занные в проекте места.

Выбор схемы производства работ осуществляют в проекте в зависимости от дальности вывозки грунта»

11. Если по требованию землепользователя проектом предусмотрен вывоз плодородного слоя почвы за пределы строительной полосы в специальные временные отвалы (например на особо ценных землях), то снятие и транспортировка его на расстояние до 0,5 км может производиться скреперами, а на расстояние более 0,5 км - самосвалами. В целях обеспечения эффективной погрузки плодородного слоя почвы в транспорт грунт также сдвигают бульдозером в продольном направлении по полосе (в границах зоны снятия) и укладывают в бурты высотой до 1,5-2 м (объемом до I0Q-I50 м 3). Погрузку плодородного слоя почвы на самосвалы рекомендуется выполнять фронтальными погрузчиками, а также одноковшовыми экскаваторами, оборудованными прямой лопатой или грейфером.

12. Снятие плодородного слоя почвы, как правило, производят до наступления зимы с устойчивыми отрицательными дилера -турами. По согласованию о землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земель, допускается снятие плодородного слоя почвы в зимних условиях. Такое согласование производится при отводе земель*

13. При выполнении работ по снятию плодородного слоя почвы зиьой следует мерзлый плодородный слой почвы разрабатывать бульдозерами с предварительным применением рыхлителей.

Рыхденне должно производиться на глубину, не превышающую толщину снииаешго плодородного слоя почвы.

При рыхлении грунта тракторными рыхлителями рекомендуется применять продольно-поворотную технологическую схему.

14. Для снятия и перемещения плодородного сдоя почвы могут применяться в зимнее время роторные траншейные экскаваторы. Глубина погружения ротора при этом не должна превышать толщину плодородного слоя почвы.

15. Засыпку трубопровода минеральным грунтом производят в любое время года сразу же после укладки. Для этого могут быть использованы роторные траннеезасыпатели и бульдозеры.

В теплое время года после засыпки трубопровода минеральным грунтом производят его уплотнение пневмокатками иди гусеничными тракторами, делающими многократные проходы (три-пять раз) над засыпанным трубопроводом. Уплотнение минерального грунта таким способом должно выполняться до заполнения трубопровода транспортируемым продуктом.

16. В зимнее время искусственное уплотнение минерального грунта не производят. Грунт отсыпают в траншею с валиком, и он приобретает необходимую плотность после оттаивания в течение двух-трех месяцев (естественное уплотнение). Такой же метод уплотнения может быть рекой ендова н, когда в трубопроводе в период рекультивации имеется продукт.

17. Нанесение плодородного слоя почвы должно производиться в теплое время года (при нормальной влажности и достаточной несущей способности грунта для прохода машин). Для этого ис -пользуют бульдозеры, работающие поперечными ходами, перемещая м разравнивая плодородный сдой почвы. Окончательная планировка может быть выполнена продольными проходами авто грейдеров.

18. При необходимости транспортировки плодородного слоя почвы к месту нанесения его из отвалов, удаленных на расстоя -ние до 0,5 км, могут быть использованы скреперы.

Если расстояние при транспортировке превышает 0,5 км, то плодородный слой почвы доставляют с помощью автосамосвалов с последующим разравниванием его бульдозерами, работающими косо-поперечными или продольными ходами.

Разравнивание плодородного слоя почвы может быть также выполнено автогрейдерами, оборудованными в передней части ножом-отвалом.

19, Приведение земельных участков в пригодное состояние производят в ходе работ, а при невозможности этого - не позднее чем в течение года после завериения работ.

20. Контроль за правильностью выполнения работ в соответствии с проектом рекультивации земель осуществляют органы государственного контроля за использованием земель в соответствии

с Положением, утвержденным Советом Министров СССР, от 14 мая 1970 г. за № 325. Передача землепользователям восстановленных земель должна оформляться актом в установленном порвдке.

1. Общие положения.................................... 3

2. Технология работ по технической

рекультивации нарушенных земель.............. 7

Приложение I. Выписка из "Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" ............... 13

Приложение 2. Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ............ 19

Приложение 3. Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов СН 452-73 ............................... 27

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png